Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: «ЧТО ДЕЛАЮТ КАРЛИКИ...»: ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНТЕРТЕКСТА В РОМАНЕ Г. ПИНТЕРА «КАРЛИКИ» Авторы: Н. А. Муратова, П. Е. Жиличев В рубрике Сюжет, мотив, жанр
Аннотация: Исследуется единственный роман известного британского писателя ХХ в., лауреата Нобелевской премии Г. Пинтера. Сюжет о карликах рассматривается в контексте произведений Гомера («Илиада»), Овидия («Метаморфозы»), Шекспира («Гамлет», «Бесплодные усилия любви»), В. Скотта («Черный карлик»), Ч. Диккенса («Лавка древностей»), Дж. Джойса («Улисс»), С. Беккета («Уотт»). В мировой литературе образ карлика выполняет различные функции: от отсылки к мифологической традиции до знака авторефлексии. Устанавливаются связи романа Пинтера с мифопоэтическим и метапоэтическим кодами европейской литературы. Описываются типы культурных и литературных заимствований, их роль в структуре нарратива. Анализируются приемы повествования, связанные с коммуникативным планом произведения. На материале романа делаются выводы о функционировании интертекста в литературе абсурда. Ключевые слова: Пинтер, «Карлики», абсурд, интертекст, Шекспир, Джойс, Беккет, пигмей, авторефлексия Список использованной литературы: 1. Dasen V. Dwarfs in Ancient Egypt and Greece. Oxford: Oxford UP, 2013. 440 p. 2. Пинтер Г. Карлики / Пер. с англ. В. Правосудова. СПб.: Амфора, 2006. 272 с. 3. Шталь И. В. Эпические предания Древней Греции: Гераномахия. Опыт типологической и жанровой реконструкции. М.: Наука, 1989. 333 с. 4. Гомер. Илиада. Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1987. 568 c. 5. Овидий. Метаморфозы / Пер. с лат. С. Шервинского. М.: Худож. лит., 1977. 430 c. 6. Gabbard L.P. The Dream Structure of Pinter's Plays: A Psychoanalitic Approach. Rutherford: Fairlegh Dickinson University Press, 1977. 304 p. 7. Silverstein M. «Some People Would Envy Your Certainty»: On the ‘Desire for Verification’ in Pinter // Bells: Barcelona English Language and Literature Studies. 1998. Vol. 9. P. 205–215. 8. Буренина О. Предисловие. Что такое абсурд, или По следам Мартина Эсслина // Абсурд и вокруг: Сб. ст. / Отв. ред. О. Буренина. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 7–75. 9. Шекспир В. Гамлет // Шекспир В. Трагедии / Пер. с англ. Б. Пастернака. СПб.: Азбука-классика, 2003. С. 149–299. 10. Jung C. G. Visions: Notes of the Seminar Given in 1930–1934 by C. G. Jung / Ed. by Claire Douglas. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1997. Vol. 1. 1500 p. 11. Gillen F. 'To Lay Bare': Pinter, Shakespeare and The Dwarfs // Pinter in 70s: A Casebook. New York: Routledge, 2001. P. 188–198. 12. Шекспир У. Бесплодные усилия любви / Пер. с англ. Ю. Корнеева // Шекспир У. Полн. собр. соч.: В 8 т. М.: Искусство, 1958. Т. 2. С. 402–524. 13. Shakespeare W. Love's Labour's Lost // The Complete Works of William Shakespeare. Hertfordshire: Wordsworth Editions Ltd., 1994. P. 224–256. 14. Скотт В. Черный карлик / Пер. с англ. А. А. Вейзе // Скотт В. Собр. соч.: В 20 т. М.: Худож. лит., 1964. Т. 4. С. 7–181. 15. Джойс Дж. Собр. соч.: В 2 т. / Пер. с англ. В. Хинкинса, С. Хоружего. М.: ЗнаК, 1994. Т. 2: Улисс: роман (части I и II). 608 с. 16. Powlick L. Temporality in Pinter's The Dwarfs // Modern Drama. 1977. Vol. 20, № 1. P. 67–75. 17. Беккет С. Уотт / Пер с англ. П. Молчанова. М.: Эксмо, 2004. 414 с. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |