Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology)
ISSN 2713–3133 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для литературоведов и фольклористов
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Журнал «Сюжетология и сюжетография» издается Институтом филологии СО РАН с периодичностью 4 раза в год.

Название журнала образовано по аналогии с распространенным в лингвистике терминологическим сочетанием «лексикология и лексикография».

В отечественной филологической науке сюжетология в ее методологически строгом виде берет начало в трудах А.Н. Веселовского, в первую очередь, в его «Поэтике сюжетов». Глубокий вклад в сюжетологию внесли В.Я. Пропп, В.Б. Шкловский, Б.В. Томашевский, М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, Е.М. Мелетинский, Н.Д. Тамарченко и многие другие фольклористы и литературоведы. В зарубежной науке с сюжетологией во многих существенных аспектах соотносится литературоведческая нарратология.

На современном этапе направление сюжетологии получает свое развитие в структуралистских исследованиях, проводившихся в университете Даугавпилса. Почерпнутое в наследии русской формальной школы понятие сюжетной структуры, а также история литературных сюжетов, соотношение понятий «сюжет» и «жанр», «сюжет» и «традиция», «сюжет автора» и «сюжет героев», сюжетная многоплановость, эпизод и фабула – все это интересовало сюжетологов, работавших под эгидой литературоведческой школы Даугавпилса. Эта многолетняя работа нашла отражение в серийных изданиях «Вопросы сюжетосложения» (1969–1978), сборниках «Сюжетосложение в русской литературе» (1980) и «Сюжет и художественная система» (1983).

В целом сюжетология определяется как подход, направленный на изучение сюжета как способа повествования, его структуры и функций в системе фольклорного и литературного произведения. Предметом сюжетологии может выступать и внесобытийный сюжет как со- и противопоставление несобытийных и анарративных факторов художественного смыслообразования. Это описание, деталь, реплика, ремарка, а также собственно слово, звук и ритм, особенно в лирике, и наконец, невербальные смыслообразующие факторы – визуальный и аудиальный образ, предмет, ситуация как таковая. Таким образом, сюжетология, в отличие от нарратологии, выходит за пределы поля, заданного феноменом вербализованного события, и ее материалом становится, например, искусство абстрактной живописи или инсталляции.

Сюжетография (по аналогии с лексикографией) является прикладной производной от сюжетологии – это подход, направленный на фиксацию и систематизацию устойчивых единиц сюжетного повествования в фольклоре и литературе, в первую очередь мотивов и сюжетов. Потребность в таком относительно самостоятельном сегменте филологического знания была осознана в начале 2000-х годов в процессе работы над «Словарем сюжетов и мотивов русской литературы», осуществлявшейся коллективом литературоведов Института филологии СО РАН под руководством Е.К. Ромодановской и В.И. Тюпы. Впрочем, в фольклористике проблематика методологических оснований для указателя сюжетов (сказочных) имеет богатую предысторию, начиная с 1910-х годов, когда отечественная наука осваивала опыт «Указателя сказочных типов» Антти Аарне («Систематический перечень вариантов сказок…» А.М. Смирнова, «Указатель сказочных сюжетов…» Н.П. Андреева).

Особый интерес журнал также проявляет к эмпирике литературного процесса, когда сюжет проясняется в процессе воссоздания творческой истории и рецепции произведения.

В редакционную коллегию журнала входят выдающиеся ученые. До последних дней своей жизни в составе редколлегии был Б.Ф. Егоров, авторитетный исследователь и великий знаток русской словесности. Во главе журнала ныне стоит ведущий научный сотрудник сектора литературоведения Института филологии СО РАН, доктор филологических наук Е.В. Капинос.

За годы существования журнала в нем были опубликованы значимые работы авторитетный исследователей. Вышли специальные выпуски, посвященные 100-летнему юбилею пушкиниста Ю.Н. Чумакова, с именем которого связано кардинальное переосмысление понятия «лирический сюжет», и писателям-сибирякам и Сибири в русском литературном процессе ХХ века. Запомнились работы А.К. Жолковского о структуре детских рассказов Льва Толстого, Е.И. Погорельской о сюжете и генезисе рассказа Исаака Бабеля «Ди Грассо», Р.Д. Тименчика о сибирских отголосках поэзии Анны Ахматовой, И.А. Пильщикова и А.Б. Устинова об участии Виктора Шкловского в Московском лингвистическом кружке и создании «первой теории сюжетосложения» (доклад «Речи Дон Кихота»), работы В.В. Нехотина и А.В. Трушкиной об иркутской «Барке поэтов» и характерных для ее представителей сюжетах, об отражении сюжетов мифологии Кавказа в прозе Алексея Ремизова (Э.А. Саакян). Особое место занимают работы, посвященные сюжетам и судьбам незаслуженно забытых литераторов, включая раскрытие загадочных псевдонимов: Василия Красногорского (В.В. Нехотин), Чролли (псевдоним С.Ф. Тарасова; И.Е. Лощилов), Голубчика-Гостова (псевдоним Л.М. Гольдёнова; Л.Ю. Большухин и О.В. Замятина). В журнале встречаются комментированные публикации труднодоступных или неизданных прежде текстов (поэмы Алексея Ачаира «Казаки» и Юрия Сопова «Артюр Рембо», очерков Всеволода Иванова из сибирской газеты «Вперед» 1919 г.). Отдельную линию составляют работы, связанные с сюжетом в изобразительном искусстве: статьи О.В. Коваля и А.В. Шило о сюжете в живописи Ильи Репина, об обновлении сюжетики в графике Мстислава Добужинского берлинского периода и о русских литературных парафразах на темы живописи Тинторетто (А.Б. Устинов).

Таким образом, журнал «Сюжетология и сюжетография» отражает современное состояние изучения сюжета в литературоведении и других дисциплинах, во всем многообразии понимания этого термина и взаимодействии со смежными (фабула, эпизод, нарратив, биография писателя, мотив, жанр, и др.).

Журнал продолжает традиции периодической серии научных трудов «Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы», издававшейся в Институте филологии СО РАН с начала 1990-х годов.

Журнал издается с 2013 года; с 2023 года выходит 4 раза в год и публикует научные материалы по следующим направлениям:

  • актуальные проблемы теории сюжета;
  • теория сюжета и нарратология;
  • поэтика сюжета;
  • мотивный анализ эпического, лирического, драматургического произведения;
  • история сюжетов в фольклоре и художественной литературе;
  • заимствованные сюжеты в русской литературе;
  • сюжет и документальная литература;
  • сюжет и биография писателя;
  • проблемы описания и фиксации фольклорного и литературного сюжета.

Носители: журнал является электронным сетевым изданием с постоянным адресом (ISSN 2713–3133). Журнал зарегистрирован в Роскомнадзоре РФ (регистрационный номер: серия Эл № ФС77-84792 от 17 февраля 2023 г.).

Издатель: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт филологии Сибирского отделения Российской академии наук (630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8).

Журнал зарегистрирован и имеет страницу в базе данных РИНЦ.

Лицензия Creative Commons
Материалы публикуются в журнале под лицензией Creative Commons “Attribution” («Атрибуция») 4.0 Всемирная

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН