Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology)
ISSN 2713–3133 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для литературоведов и фольклористов
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: МОТИВ СМЕРТИ – ВОСКРЕСЕНИЯ В СИБИРСКОМ ТЕКСТЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

Авторы: В. И. Габдуллина

В рубрике Сюжет и тезаурус смерти

Выпуск 2, 2015Страницы 101-108
УДК: 82.09DOI:

Аннотация: Рассматривается мортальный сюжет романа «Записки из Мертвого дома», который разворачивается у Достоевского в соответствии с идеей автора о духовном воскресении через страдание. Сибирь у Достоевского представляет собой пространство смерти (воплощенное в образе острога), пройдя через которое, его герои возвращаются к жизни. Сибирь – это почва, которая принимает «падшее зерно» и дает жизнь новому «плоду». Мотив воскрешения Сибирью получает развитие в сюжетах ряда произведений Достоевского, что позволяет говорить о функционировании мотива в сибирском тексте писателя. В публицистическом дискурсе в соответствии с историософской концепцией почвенничества Достоевского Сибирь приобретает значение топоса возрождения не только отдельной личности, но и всей нации.

Ключевые слова: мотив, сибирский текст, композиция, сюжет, почвенничество, топос возрождения

Список использованной литературы:

1. Тюпа В. И. Мифологема Сибири: к вопросу о «сибирском тексте» русской литературы // Сибирский филологический журнал. 2002. № 1. С. 27–35.

2. Лотман Ю. М. Сюжетное пространство русского романа // Лотман Ю. М. О русской литературе. М.; СПб.: Искусство – СПБ, 1997. 848 с.

3. Итокава К. Записки о «Живом доме» // Достоевский в культурном контек- сте XX века. Омск, 1995. С. 152–157.

4. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.; СПб.: Наука, 1972–1990.

5. Касаткина Т. А. «Записки из Мертвого дома»: сцена в бане и ее иконописный первообраз. Образ Исая Фомича // Достоевский и современность: Материалы XXI Международных Старорусских чтений 2006 г. Великий Новгород, 2007. С. 142–152.

6. Тоичкина А. Поэтика символа в «Божественной комедии» Данте и в «Записках из Мертвого дома» Достоевского // Достоевский и мировая культура: Альманах. М., 2013. № 30, ч. 1. С. 83–108.

7. Шунков А. В. Литературная традиция Ф. М. Достоевского в польской беллетристике (Ф. М. Достоевский «Записки из Мертвого дома» и Шимон Токаржевский «Семь лет каторги») // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. 2011. № 6. С. 145–153.

8. Разумова Н. Е. Чехов, Сибирь и литературная традиция // Проблемы литературных жанров: Материалы IX Межвуз. науч. конф. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. С. 37–42.

9. Ядринцев Н. М. Достоевский в Сибири // Литературное наследство Сибири. Новосибирск: Наука, 1980. Т. 5. С. 58–66.

10. Ядринцев Н. М. Сибирь перед судом русской литературы // Литературное наследство Сибири. Новосибирск: Наука, 1980. Т. 5. С. 21–28.

11. Розанов В. В. Несовместимые контрасты жития: Литературно-эстетические работы разных лет. М.: Искусство, 1990. 605 с.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН