Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: ТЕМА РЕВНИТЕЛЕЙ ДРЕВНЕГО БЛАГОЧЕСТИЯ В НОВОНАЙДЕННОМ СОЧИНЕНИИ О ПАТРИАРХЕ НИКОНЕ Авторы: С. К. Севастьянова В рубрике Литературная жизнь сюжета
Аннотация: Анализируются полемические приемы писателей раннего периода старообрядчества протопопа Аввакума, попа Никиты Добрынина и других членов «кружка» ревнителей древнего благочестия, которые в конце XVII в. использует анонимный автор новонайденного сочинения о патриархе Никоне для оформления полемической речи патриарха Никона, обращенной к старообрядческим лидерам и их сторонникам. Зооморфные образы (свиньи, собаки, мыши) и сравнения оппонентов с бесноватыми и «лунатиками», характерные для творчества писателей раннего периода старообрядчества, не только украсили полемическую речь патриарха Никона, но и показали единство художественной системы писателей. Автор новонайденного сочинения использовал в обличительном повествовании о первых расколоучителях наиболее востребованные этими же писателями образы и сравнения, заимствуя их на лексическом и фразовом уровнях. Этот стилистический прием имел важную цель – расправиться с идейными оппонентами их же методами. Ключевые слова: новонайденное сочинение о патриархе Никоне, патриарх Ни- кон, ревнители древнего благочестия, протоп Аввакум, поп Никита Добрынин, единство художественной системы, зооморфные образы и сравнения Список использованной литературы: 1. Понырко Н. В. Обновление Макариева Желтоводского монастыря и новые люди XVII в. – ревнители благочестия // ТОДРЛ. Л.: Наука, 1990. Т. 43. С. 58–69. 2. Морохин А. В. Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь и начальная деятельность «ревнителей древнего благочестия» // Очерки феодальной России. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2012. С. 300–309. 3. Ромодановская Е. К. Литературное творчество патриарха Никона и старообрядческие писатели // Традиционная духовная и материальная культура русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск, 1990. С. 58–64. 4. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. СПб.: Азбука-классика, 2010. 384 с. 5. Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Сергиев посад, 1909. Т. 1. 533 с. 6. Румянцева В. С. Патриарх Никон и духовная культура в России XVII века. М.: Институт российской истории РАН, 2010. 256 с. 7. Морохин А. В. К истории нижегородского круга знакомств патриарха Никона // Человек верующий в культуре Древней Руси: Материалы междунар. науч. конф. / Отв. ред. Т. В. Чумакова. СПб.: Лемма, 2005. С. 83–87. 8. Скрижаль. М.: Печ. дв., 1655–1656. 9. Севастьянова С. К. Эпистолярное наследие патриарха Никона. Переписка с современниками: исследование и тексты / Под ред. Е. К. Ромодановской. М.: Индрик, 2007. 776 с. 10. Агеева Е. А., Юхименко Е. М. Добрынин // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. Т. 15: Димитрий – Дополнения к «Актам историческим». С. 514–516. 11. Виноград Российский, или Описание пострадавших в России за древлецерковное благочестие, написанный Симеоном Дионисиевичем (князь Мышецкий). М., 1906. 285 с. 12. Белянкин Ю. С. Церковь и государство в полемике со старообрядцами во второй половине XVII в. (на примере деятельности Московского Печатного двора): Автореф. дисс. … канд. ист. наук / Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 2012. 30 с. 13. Дополнения к Актам историческим. СПб., 1853. Т. 5. Прибавления. № 102: 1666–1667. 535 с. 14. Материалы для истории раскола за первое время его существования. М., 1875. Т. 1. 500 с.; М., 1876. Т. 2. 446 с.; М., 1878. Т. 4. 354 с.; М., 1881. Т. 6, ч. 3. 364 с.; М., 1885. Т. 7. 466 с.; М., 1895. Т. 9. 308 с. 15. Киселева М. С. Интеллектуальный выбор России второй половины XVII – начала XVIII века: от древнерусской книжности к европейской учености. М.: Прогресс – Традиция, 2011. 472 с. 16. Буланин Д. М. «Физиолог» и «Сокровище» Дамаскина Студита // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. Вып. 3 (XVII в.), ч. 4: Т–Я. Дополнения. С. 154–156. 17. Белова О. В. Малоизученный памятник «Собрание о неких собствах естества животных» Дамаскина Студита в славянской рукописной традиции: к проблеме рецепции греческого текста в книжности восточных и южных славян // Славянские литературы. Культура и фольклор славянских народов: XII Международный съезд славистов (Краков, 1998). Доклады российской делегации. М., 1998. С. 82–91. 18. Буланин Д. М. Античные традиции в древнерусской литературе XI–XVI вв. Мюнхен, 1991. 465 с. 19. Титова Л. В. Дьякон Федор и народная культура // Гуманитарные науки в Сибири. Новосибирск, 2009. № 3. С. 14–19. 20. Федотов Г. П. Собр. соч.: В 12 т. М.: Мартис, 2000. Т. 8: Святые Древней Руси / Сост., примеч. С. С. Бычков. 268 с. 21. Историческое исследование дела патриарха Никона / Сост. по офиц. документам Н. Гиббенет. СПб., 1884. Ч. 2. 1153 с. 22. Урушев Д. А. К биографии епископа Павла Коломенского // Старообрядчество в России (XVII–XX вв.): Сб. науч. тр. / Отв. ред. и сост. Е. М. Юхименко. М.: Языки славянской культуры, 2004. Вып. 3. С. 29–33. 23. Белокуров С. А. Сказания о Павле, епископе Коломенском. М.: Имп. ОИДР, 1905. Вып. 1. 38 с. 24. Деяния московских соборов 1666 и 1667 годов. М.: Братство св. Петра митрополита, 1893. 364 с. 25. Акты исторические. СПб., 1842. Т. 5: 1676–1700. № 75. 568 с. 26. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией Императорской АН. СПб., 1836. Т. 4: 1645–1700. № 284. 658 с. 27. Седов П. В. Закат Московского царства: Царский двор конца XVII века. СПб: Дмитрий Буланин, 2006. 604 с. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |