Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology)
ISSN 2713–3133 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для литературоведов и фольклористов
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: «СЛАБЫЙ ГЕРОЙ – СИЛЬНАЯ ГЕРОИНЯ» В БЕЛЛЕТРИСТИКЕ 1850-Х ГОДОВ: СЮЖЕТОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Авторы: А. А. Пономарева

В рубрике Литературная жизнь сюжета

Выпуск 2, 2015Страницы 160-166
УДК: 821.161DOI:

Аннотация: В настоящей статье речь идет о сюжете, где основными действующими лицами являются слабый герой и сильная героиня. Сюжет, распространенный в русской литературе середины XIX в., имеет западноевропейское происхождение. Рассматриваются процесс транспонирования западноевропейского сюжета в русскую литературу, закономерности его ассимиляции, определяются типологические свойства, а также обозначаются варианты. В итоге делается вывод о том, что изучаемый сюжет образуется в результате заимствования характерологической оппозиции слабый мужчина – сильная женщина, наиболее ярко представленной в романе Жорж Санд «Жак». Данные характерологические типы в процессе транспонирования соединяются с такими типами, как Татьяна Ларина и Евгений Онегин. В результате сюжетная схема, в которой раскрывается слабость героя и, напротив, сила героини в источнике, соединяется с сюжетным кодом «Евгения Онегина». Контаминация сюжетных клише приводит к образованию оригинального сюжета и обновлению сюжетного репертуара русской литературы.

Ключевые слова: сюжет, сюжетная ситуация, беллетристика, русская повесть 1850-х годов, характерологическая оппозиция, сюжетный код

Список использованной литературы:

1. Кафанова О. Б., Соколова М. В. Жорж Санд в России. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке (1832–1900). М.: ИМЛИ РАН, 2005.

2. Кафанова О. Б. Жорж Санд и русская литература XIX века (мифы и реальность). 1830–1860 гг. Томск: Изд-во ТГПУ, 1998.

3. Пушкин А. С. Евгений Онегин // Пушкин А. С. Собр. соч.: В 10 т. М.: Правда, 1981. Т. 4.

4. Журавлева А. И. Печорин и печоринство в 1840–1850 годы // Журавлева А. И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики. М.: Прогресс-Традиция, 2002. С. 213–226.

5. Журавлева А. И. Создание романного героя: «герой времени» // Журавлева А. И. Кое-что из былого и дум. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013. С. 62–81.

6. Меднис Н. Е., Печерская Т. И. Метатип в системе памяти культуры // Критика и семиотика. 2010. № 14. С. 8–16.

7. Печерская Т. И., Никанорова Е. К. Указатель фабульных схем и мотивов русской классической литературы // Печерская Т. И., Никанорова Е. К. Сюжеты и мотивы русской классической литературы. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2010. С. 80–141.

8. Щукин В. Г. Усадебный текст русской литературы // Щукин В. Г. Российский гений просвещения. Исследования в области мифопоэтики и истории идей. М.: РОССПЭН, 2007. С. 316–365.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН