Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology)
ISSN 2713–3133 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для литературоведов и фольклористов
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: О СООТНОШЕНИИ МИФА, ЭПОСА И РОМАНА

Авторы: Т. С. Симян

В рубрике

Выпуск 1, 2016Страницы 5-20
УДК: 81.13DOI:

Аннотация: Рассматривается соотношение мифа, эпоса и романа на основе теоретической литературы. Для разграничения жанровых особенностей и типологического описания в статье используется принцип иерархии свойств, предложенный Бертраном Расселом и Альфредом Уайтхедом в работе «Принципы математики», т. е. различение единичных предметов и их свойств, свойства предмета и свойства свойства, свойства свойства и производного свойства свойства и т. д. Таким образом, получается иерархия свойств, с помощью которой можно вывести типологические ряды. По указанному принципу описывается поставленная проблема. Миф представляется как внеисторический феномен, свободно пересекающий все (жанровые) границы и, как вирус, проникающий в разные «организмы», семиотические системы, и только под «микроскопом» профессионала его можно обнаружить и описать. Но проблема еще и в том, что миф мутирует, подобно тому, как мутирует вирус, под влиянием внешних факторов. Эмпирический материал (Т. Манн – М. Бахтин) показал, что переход от эпоса к роману – необратимый процесс. Причинами такого процесса являются исторические, ментальные, композиционные, психологические, нарративные, модусные явления.

Ключевые слова: миф, ритуал, обряд, эпос, роман, типология, иерархия свойств, литературные модусы

Список использованной литературы:

1. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2013.

2. Силантьев И. В. Нарратология и сюжетология: к разграничению предмета исследования // Сюжетология и сюжетография. 2014. № 1. URL: http://www. philology.nsc.ru/journals/sis/pdf/SS2014-1/2014_1_silantiev.pdf (дата обращения 20.04.2016).

3. Мелетинский Е. М. Миф и двадцатый век. URL: http://www.ruthenia.ru/ folklore/meletinsky1.htm (дата обращения 20.04.2016).

4. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Эксмо-Экспресс, 2004.

5. Ахметов М. В. От составителя // Современная российская мифология. М., 2005.

6. Неклюдов Н. Ю. Структура и функция мифа // Современная российская мифология. М., 2005. С. 9–26.

7. Мелетинский Е. М. От мифа к литературе. М., 2001.

8. Мелетинский Е. М. Введение с историческую поэтику эпоса и романа. М.: Наука, 1986.

9. Леви-Стросс К. Отношения симметрии между ритуалами и мифами соседних народов // Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. С. 356–369.

10. Катарсис // Новейший философский словарь. Минск: Книжный дом, 1999. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/569/ (дата обращения 20.04.2016).

11. Фрейд З. Недовольство культурой. URL: http://krotov.info/library/21_f/re/ freud_04.html (дата обращения 20.04.2016).

12. Неклюдов Н. Ю. Фольклор и обряд (3-я лекция). URL: https://www. youtube.com/ atch?v=sdJZ5TNV0l8 (дата обращения 20.04.2016).

13. Манн Т. Собр. соч. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1961. Т. 10: Статьи 1929– 1955.

14. Леви-Стросс К. Мифологики: В 4 т. М.; СПб.: Университетская книга, 2007.

15. Дандес А. Бинарные оппозиции в мифе: ретроспективный взгляд на полемику Проппа и Леви-Стросса // Дандес А. Фольклор: семиотика и / или психоанализ. М.: Вост. лит., 2003. С. 108–118.

16. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Symposium, 2004.

17. Симян Т. С. Критический анализ тернарной оппозиции эпос – эпопея – эпический род в советском и постсоветском литературоведении // Критика и семиотика. 2016. № 2.

18. Фрай Н. Анатомия критики // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX–XX вв. Трактаты, статьи, эссе / Сост., общ. ред. Г. К. Косикова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

19. Пропп В. Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи. М.: Наука, 1976.

20. Косиков Г. С. К теории романа: роман средневековый и роман Нового времени // Литература Средних веков, Ренессанса и Барокко. М.: Наследие, 1994. Вып. 1. С. 45–87. URL: http://forlit.philol.msu.ru/lib-ru/kosikov5-ru (дата обращения 20.04.2016).

21. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4 т. М.: Наука, 1971. Т. 3.

22. Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. М.: Изд-во АН СССР, 1954. Т. 5. URL: http://philologos.narod.ru/classics/belinsky1.htm (дата обращения 20.04.2016).

23. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975.

24. Боура С. М. Героическая поэзия. М.: Новое литературное обозрение, 2002.

25. Аристотель. Никомахова этика / Пер. Н. В. Брагинской // Аристотель. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1984. Т. 4.

26. Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М.: Худож. лит., 1986.

27. Döblin A. Schriften zu Ästhetik, Poetik und Literatur. Olten und Freiburg im Breisgau: Walter-Verlag, 1989.

28. Feuchtwanger L. Ein Buch nur für meine Freunde. Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch-Verlag 1984.

29. Weimarer Republik. Manifeste und Dokumente zur deutschen Literatur 1918– 1933. Stuttgart: J. B. Metzlersche Verlagsbuchhandlung, 1983.

30. Бахтин М. М. Собр. соч. М.: Русские словари, 1997. Т. 5.

31. Успенский Б. А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000.

32. Зенкин С. Введение в литературоведение: теория литературы. М., 2000.

33. Лукач Г. Фашизм и теория литературы в Германии. Против фашистской демагогии и мракобесия. М.: Соцэкиз, 1936. С. 294–337. URL: http://www. libros.am/book/287059/fashizm-i-teoriya-literatury-v-germanii (дата обращения 20.04. 2016).

34. Теория литературы: В 2 т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. М.: Академия, 2004. Т. 1.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН