Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology)
ISSN 2713–3133 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для литературоведов и фольклористов
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: СОВРЕМЕННАЯ СЮЖЕТОЛОГИЯ И БУЛЬВАРНЫЙ РОМАН

Авторы: М. Р. Арпентьева

В рубрике

Выпуск 1, 2016Страницы 21-31
УДК: 81.37 + 821DOI:

Аннотация: Статья посвящена результатам эмпирического и теоретического исследования бульварного романа, его функций в современной культуре и жизни, анализу сюжетов «мужских» и «женских» бульварных романов. Бульварный роман не представляет собой гомогенной группы, в частности в него входят две основные подгруппы: «романы для женщин» (романы о любви) и «романы для мужчин» («экшн-детективы»). Сравнение этих подгрупп показало сходство сюжетов бульварных романов как «формульных историй». Оно также продемонстрировало, что многочисленные вариации одного сюжета в интерпретациях разных авторов позволяют рассматривать бульварный роман как специфический «гипертекст», смысл которого обнаруживается во взаимодействии и взаимном наложении отдельных текстов. Функция бульварного романа как явления заключается в трансляции массовому читателю некоторых базовых эффективных моделей отношений и поведения в повседневных и кризисных ситуациях – личной и профессиональной жизни, в обучении этим моделям. Многие из моделей в разной мере открыто описывают психотерапевтически ориентированные отношения, построенные на основе профессиональных мифов и представлений врачей и психологов, социологов и философов, филологов и антропологов о развитии личности и ее отношений.

Ключевые слова: бульварный роман, формульная история, психотерапевтические отношения, мифы, модели поведения, массовая культура, сюжет, сюжетология

Список использованной литературы:

1. Косолапов М. Бонд – мифогенетический анализ // Искусство кино. 2000. № 4. С. 52–58.

2. Тарханова К. Дамский роман // Искусство кино. 2000. № 6. С. 118–119.

3. Арпентьева М. Р. Бульварный роман: повседневные и профессиональные психотерапевтические отношения // Масова література: проблема інтерпретації, змісту та форми: Матеріали міжнародної науково-практичної конференції. Миколаїв, 2015. С. 10–12.

4. Арпентьева М. Р. Межличностные отношения в «бульварных романах» // Культурологічний альманах. Вінниця: ТОВ Нілан-ЛТД, 2015. Вип. 1: Ціннісні зміни молоді та сучасні форми культуротворчості. С. 117–122.

5. Андриянова И. А. Бульварный роман: специфика, сюжет, выразительные средства // Тр. Псковского политехнического института. 2006. № 10.1. С. 53–55.

6. Cawelti J. Adventure, Mystery and Romance: Formula stories as Art and Popular Culture. Chicago; London, 1976.

7. Бочарова О. Формула женского счастья: заметки о женском любовном романе // Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С. 292–302.

8. Цукерман А. Как написать бестселлер: рецепт приготовления суперромана, которым будут зачитываться миллионы. М.: Армада, 1997.

9. Бодрийяр Ж. Соблазн. М.: Ad Marginem, 2000.

10. Бодрийар Ж. Злой демон образов // Искусство кино. 1992. № 10. С. 67.

11. Жеребкина И. «Прочти мое желание»: постмодернизм, психоанализ, феминизм. М.: Идея-Пресс, 2000.

12. Вайнштейн О. Б. Розовый роман как машина желаний // Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С. 303–331.

13. Долинский В. «...когда поцелуй закончился» (о любовном романе без любви) // Знамя. 1996. № 1. С. 235–238.

14. Кавелти Дж. Изучение литературных формул // Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С. 33–65.

15. Козлов Е. В. Серийность в паралитературе: интратекстуальные образования и издательские серии // Массовая литература на рубеже XX–XXI веков: человек и его дискурс: Сб. науч. тр. М.: Азбуковник, 2003. С. 201–211.

16. Кузьмина Н. А. Феномен массовой литературы в свете теории интертекста // Культ-товары: феномен массовой литературы в современной России. СПб., 2009. С. 11–20.

17. Купина Н. А., Литовская М. А., Николина Н. А. Массовая литература сегодня: Учеб. пособие для вузов. М.: Флинта, 2008. 424 с.

18. Черняк М. А «Новые сказки» о Золушке: типологические черты русского любовного романа рубежа XX–XXI веков // Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. 2004. № 7. С. 115–129.

19. Поршнева А. С., Бороненко А. В. Зарубежный «роман о Золушке»: к истории вопроса // Вестн. Чуваш. гос. ун-та. 2012. № 2. С. 341–351.

20. Улыбина Е. Субъект в пространстве женского романа // Пространства жизни субъекта: единство и многомерность субъектообразующей социальной эволюции / Отв. ред. Э. В. Сайко. М.: Наука, 2004. С. 538–555.

21. Поршнева А. С., Бороненко А. В. К проблеме рецепции зарубежного любовного романа в России // Вестн. Чуваш. гос. ун-та. 2012. № 1. С. 291–295.

22. Bottingheimer R. B. Grimms Bad Girls and Bold Boys: The Moral and Social Vision of the Tales. New Haven: Yale UP, 1987. 234 p.

23. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. М.: Евразия, 1999. 432 с.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН