Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology)
ISSN 2713–3133 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для литературоведов и фольклористов
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: ЗАЧЕМ «ПРОВОНЯЛ» СТАРЕЦ ЗОСИМА: КОММЕНТАРИЙ К СКАНДАЛЬНОМУ ЭПИЗОДУ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»

Авторы: М. Н. Климова

В рубрике

Выпуск 1, 2016Страницы 126-134
УДК: 821.161.1DOI:

Аннотация: Статья посвящена одному из самых загадочных и малоизученных эпизодов романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» – при отпевании старца Зосимы от его тела вместо ожидаемых чудес усопшего праведника исходит «тлетворный дух». Проанализированы историко-литературные источники шокирующего эпизода, к которым добавлен один из рассказов Киево-Печерского патерика (слово 15). Истинный смысл скандального происшествия раскрывается в контексте учения старца и с учетом амбивалентности значения мотива «смрада», пронизывающего роман.

Ключевые слова: русская литература, христианство и литература, христианская агиология, культ святых, народное православие, интертекстуальные отношения

Список использованной литературы:

1. Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы: Роман. М., 1989. Ч. 3–4.

2. Михайлова А. А. Тайна «тлетворного духа» в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Вестн. Тамбов. гос. техн. ун-та. 2011. Т. 17, № 1. С. 256–261.

3. Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В 30 т. Л., 1988. Т. 30, кн. 1.

4. Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В 15 т. Л., 1991. Т. 9.

5. Панченко А. М., Панченко А. А. Осьмое чудо света // Панченко А. М. Я эмигрировал в Древнюю Русь: Россия: история и культура. СПб., 2005. С. 467– 488.

6. Панченко А. А. Иван и Яков – необычные святые из болотистой местности. «Крестьянская агиология» и религиозные практики в России Нового времени. М., 2012.

7. Русские святые / Жития собрала монахиня Таисия. СПб., 2001.

8. Киево-Печерский патерик // Памятники литературы Древней Руси. XII век. М., 1980. С. 372–623.

9. Климова М. Н. К истории мифа о великом грешнике в русской литературе (Киево-Печерский патерик, слово 15) // Круги времен: памяти Елены Константиновны Ромодановской. М., 2015. Т. 2. С. 61–67.

10. Ковалева Т. И. Тема покаяния грешника в Киево-Печерском патерике // Universum Humanitarium. 2016. № 1 (2). С. 132–141.

11. Федотов Г. П. Святые Древней Руси. Ростов н/Д, 1998.

12. Панченко А. М. Русский поэт, или Мирская святость как религиозно- культурная проблема // Панченко А. М. Я эмигрировал в Древнюю Русь. Россия: история и культура. СПб., 2005. С. 431–444.

13. Климова С. М. Агиографические элементы рома Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Человек. 2002. № 6. С. 157–165.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН