Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology)
ISSN 2713–3133 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для литературоведов и фольклористов
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: ЛЮЦИДНЫЕ СНОВИДЕНИЯ В РАССКАЗАХ ВАЛЕРИЯ БРЮСОВА «ТЕПЕРЬ, КОГДА Я ПРОСНУЛСЯ…», «В БАШНЕ» И В ПОВЕСТИ АЛЕКСАНДРА КОНДРАТЬЕВА «СНЫ»

Авторы: Н. А. Нагорная

В рубрике

Выпуск 2, 2016Страницы 47-55
УДК: 821.161.1DOI:

Аннотация: Рассматриваются люцидные сновидения как предмет изображения и сюжетообразую- щее начало в рассказах Валерия Брюсова «Теперь, когда я проснулся…», «В башне» и в повести Александра Кондратьева «Сны». Семантика терминов трансперсональной психологии «люцидные сновидения» «онейронавтика», «онейронавт» уточняется по отношению к анализу литературного текста. Образ персонажа-сновидца поставлен писателями в центр онейрического повествования, в котором решаются проблемы взаимоотношений люцидных снов, реальности, любви, свободы, преступления. Онейрические сюжеты Брюсова и Кондратьева восходят к фольклорному сюжету о колдуне и пленной красавице. Общим для них является также мотив онейрического замка, но и сюжет, и мотив по-разному преломляются у авторов. Сны вытесняют дневную реальность на периферию, но для брюсовских сновидцев такое положение вещей существует как данность, а у Кондратьева движение сюжета идет от «волшебного» сна к «люцидным» и «коллективным».

Ключевые слова: люцидные (осознанные) сновидения, онейронавтика, онейрический сюжет, онейрический мотив, В. Брюсов, А. Кондратьев

Список использованной литературы:

1. La Berge S. Lucid dreaming. Los Angeles, 1985. 269 p.

2. Боснак Р. В мире сновидений. М., 1991. 94 с.

3. Нагорная Н. А. Онейросфера в русской прозе ХХ века: модернизм, постмодернизм. М., 2006. 280 с.

4. Нагорная Н. А. Онейронавтика в культурном пространстве России // Spotkania Humanistyczne. Międzynarodowy Interdyscyplinary Periodyk Naukowy. International Interdisciplinary Scientific Journal. Siedlce, 2015. № 4. С. 43–56.

5. Ремизов А. М. Избранное. М., 1995. 432 с.

6. Монро Р. Окончательное путешествие. Киев, 2002. 288 c.

7. Брюсов В. Повести и рассказы. М., 1983. 368 с.

8. Левин Ю. И. Зеркало как потенциальный семиотический объект // Зеркало. Семиотика зеркальности. Труды по знаковым системам. XXII. Тарту, 1988. С. 6– 24.

9. Кондратьев А. Сны: Романы, повесть, рассказы. СПб., 1993. 544 с.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН