Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: ВАРИАЦИИ СЮЖЕТА О ВЗЯТИИ ГРАДА СИБИРЬ В ЛЕТОПИСЯХ XVII ВЕКА Авторы: Л. И. Журова В рубрике
Аннотация: Топос взятия городов хорошо известен по целому ряду памятников античной и средневековой литературы. Сюжет о приходе русских казаков в город Сибирь, который был столицей царства Кучума, следует выделить из пространного летописного повествования о завоевании Сибирской страны. В исторической литературе тема покорения Сибири дружиной атамана Ермака покрыла собой сюжет взятия столичного города. Поход казаков – доминанта регионального летописного сюжета, он либо является смысловым ядром эпического текста в летописях XVII в., либо выступает прологом к Сибирскому летописному своду. Фабула повествования о взятии Сибири складывается из последовательно изложенных событий. Насыщенный событийный ряд определяет специфику летописного сюжета. Рамки хроникального повествования раздвинуты выразительными эпизодами, представленными в летописях отдельными главами: о татарине Таузаке, рассказавшем Кучуму о силе русского оружия, о бое казаков с Маметкулом на реке Бабасан, о победе казаков у села Карачи, о битве под горой Чуваш и вхождении русской дружины в опустевший город Сибирь, о гибели Ермака и уходе казаков из города, о занятии города татарскими князьями, а затем бегстве татар из города после пленения Сейдяка Бекбулатовича тобольским воеводой Данилом Чулковым. Трижды оставленный город Сибирь в историческом повествовании воспринимается как символ поэтапного разорения царства Кучума. Образу опустевшего города противопоставлена идея основания московскими воеводами новых городов по всей сибирской земле. Румянцевский летописец, Есиповская летопись в нескольких видах и редакциях XVII в., Погодинский летописец передают события с различными подробностями. Так, по-разному расставлены акценты в рассказе Таузака, напу- гавшем царя Кучума, об огнедышащих ружьях русских воинов. В Румянцевском летописце приведены детали боевого испытания оружия, которое казаки продемонстрировали пленному татарину. Савва Есипов их опустил согласно своему замыслу о провиденциалистской концепции завоевания Сибири. Например, эпизоды о битвах Ермака с татарскими князьями Карачей и Маметкулом различаются в редакциях Есиповской летописи (Забелинской, Лихачевской, Абрамовской) небольшими вставками, видимо, устного происхождения, которые свидетельствуют о непреходящем интересе к событиям столетней давности. В вариациях сюжета о взятии Сибири видим тенденции к идеализации и поэтизации на протяжении XVII в. исторических героев. Ключевые слова: город Сибирь, сюжет, фабула, редакция, взятие городов, сибирские летописи, поход Ермака, татарские князья Список использованной литературы: Дворецкая Н. А. Сибирский летописный свод (вторая половина XVII в.). Новосибирск, 1984. Дергачева-Скоп Е. И. Генеалогия сибирского летописания. Концепция. Материалы. Новосибирск, 2000. Журова Л. И. Об особенностях рецепции Есиповской летописи (Титовский и Абрамовский виды) // Духовная культура и общественная мысль в литературных и исторических памятниках XVI–XXI вв.: Сб. науч. тр. Новосибирск, 2016а. С. 21–38. Журова Л. И. Функции начала и конца повествования в сибирских летописях (группа Есиповской летописи) // Гуманитарные науки в Сибири. 2016б. № 3. С. 47–52. Исторические песни XII–XVI веков / Подгот. Б. Н. Путилова, Б. М. Добровольского. М.; Л., 1960. Летописи сибирские / Сост. и общ. ред. Е. И. Дергачевой-Скоп. Новосибирск, 1991. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979. ПСРЛ – Полное собрание русских летописей. Т. 36: Сибирские летописи. Ч. 1: Группа Есиповской летописи / Отв. ред. А. П. Окладников, Б. А. Рыбаков. М., 1987. Ромодановская Е. К. Сибирь и литература. XVII век. Новосибирск, 2002. Шашков А. Т. Погодинский летописец и начало сибирского летописания // Шашков А. Т. Избр. тр. Екатеринбург, 2013. С. 545–571. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |