Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology)
ISSN 2713–3133 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для литературоведов и фольклористов
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: СЮЖЕТ ПРОСВЕЩЕНИЯ В ЖУРНАЛЕ «ТОМСКИЙ ЗРИТЕЛЬ» (1926–1927) В АСПЕКТЕ ПРОБЛЕМЫ «НОВОГО ЗРИТЕЛЯ»

Авторы: Е. Н. Проскурина

В рубрике

Выпуск 1, 2017Страницы 48-62
УДК: 821.161.1DOI:

Аннотация: Рассматривается история малоизвестного в настоящее время журнала «Томский зритель», выпускавшегося в 1926–1927 гг. в Томске. Анализируются материалы, представленные в издании, его художественное оформление, выполненное в авангардной стилистике. Демонстрируется разносторонность тематики журнала, касающейся театральной, музыкальной жизни региона и страны в целом, а также вопросов развития киноиндустрии в СССР и за рубежом. В то же время отмечается, что на страницах издания почти нет критических статей, развернутой профессиональной полемики по поводу театральных постановок, борьбы «правых» и «левых» течений. В этом проявляется провинциальный характер издания, его зависимость от читательской и зрительской среды, где большинство составлял так называемый «новый», неискушенный зритель. Этим обстоятельством объясняется общий издательский принцип журнала, заключающийся в том, что задача просвещения зрителя преобладала в нем над задачей идеологического воспитания, открытой художествен- ной пропаганды и агитации. Отечественная ситуация в кинематографе вписана в журнале в мировой контекст. «Томский зритель» публикует краткий перечень зарубежных фильмов, аннотации к ним, портреты зарубежных знаменитостей, курьезные случаи на съемках, дружеские шаржи и т. п. Говоря о советском кино, журнал отмечает его как особое явление мирового уровня. Речь в первую очередь идет о документальном кино, где эталоном стал «Броненосец “Потемкин”» С. Эйзенштейна. Отражая театральную и музыкальную жизнь города и сибирского региона, журнал публикует гастрольные маршруты театров, симфонических оркестров и ведущих солистов, показывает педагогическую направленность музыкальных и театральных коллективов. Все материалы имели форму небольших заметок, поскольку установка на массового зрителя диктовала свои условия. По той же причине большой объем отведен журналом под публикации театральных либретто. Таким образом, «Томский зритель» был заметным явлением региональной периодики. После закрытия издания замены ему не нашлось. Короткую историю журнала в какой-то мере восполняет обилие опубликованного в нем материала. Это не могло не отозваться в воспитании и просвещении «нового зрителя», что было задачей, ставившейся в 1920-е – 1930-е гг. в число важнейших культурных направлений в стране.

Ключевые слова: сибирская периодика, журнал «Томский зритель», театральная публицистика 1920-х гг., советские киножурналы 1920-х гг., авангардная поэтика

Список использованной литературы:

Багров П. Советский киноавангард на пленке и на бумаге // Сеанс. 2010. 7 июля. URL: http://seance.ru/blog/bagrov-kinoavantgarde/ (дата обращения 06.06. 2017).

Борзенко В. Театральные журналы и газеты. От революции до войны // Наше наследие. URL: http://www.nasledie-rus.ru/red_port/tea.php (дата обращения 18.05.2017).

Гудкова В. Смена караула, или Новый театральный зритель 1920-х годов // Новое литературное обозрение. 2013. № 5 (123). URL: http://www.nlobooks.ru/node/ 3977 (дата обращения 21.05.2017).

Капинос Е. В. «Литература» и «Факт» в новосибирском журнале «Настоящее» (1928–1930) // Сюжетология и сюжетография. 2016. № 2. С. 138–165.

Козловская А. В. Особенности специализированных журналов Томска начала ХХ века (на примере журнала «Томский театрал»)» // Проблемы массовой коммуникации: новые подходы: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. аспирантов и студентов. Воронеж, 2015. Ч. 2. С. 9–10.

Красное знамя. 1926. 10 нояб.

Маяковский В. В. Собр. соч.: В 12 т. М.: Правда, 1978. Т. 4.

Морозов А. Московская журнальная периодика 1920-х годов // Московский журнал. История государства Российского. 2003. № 7, июль. URL: http://www. mosjour.ru/index.php?id=1436 (дата обращения 21.05.2017).

Орлинский И. Н. Пути революционного завоевания театра // Новый зритель. 1926. № 29.

Проскурина Е. Н. Газета «Литературная Сибирь» (1933–1934): к проблеме формирования соцреалистического канона // Сибирский филологический журнал. 2017. № 1. С. 46–61.

Суздальский В. Был такой журнал // Красное знамя. 1981. 16 сент. Томский зритель. Томск, 1926–1927. № 1–16.

Хейфец К. Белый бандитизм. Советы без коммунистов (История Нарымско- Сургутского бандитизма) // Былое Сибири. 1923. № 2.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН