Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: «АХШАРУМОВСКИЕ ВАРИАЦИИ» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: «В МРАЧНОМ ЗАМКЕ НАБОКОВА» Авторы: А. Е. Козлов В рубрике Литературная жизнь сюжета
Аннотация: В заключительной статье исследовательского цикла «Ахшарумовские вариации» в русской литературе» в гипотетическое поле вводится соотношение двух отстоящих по времени и литературному статусу фигур. Рассматриваются «имплицитные» и «эксплицитные» связи, объединяющие истории двух семейств – Набоковых и Ахшарумовых. Дмитрий Ахшарумов – фурьерист и социалист 40-х годов – был осужден по делу петрашевцев, в то время как его брат – критик и писатель Николай Ахшарумов, не участвуя в политической борьбе своего времени, был очевидцем и свидетелем происходящих событий. Статья строится на гипотезе, предполагающей включение некоторых биографических обстоятельств семьи Ахшарумовых в эстетическое сознание Владимира Набокова. Рассматривая сюжетные вариации через «историю приема» (в частности, «присвоение героя» и «металепсис»), мы приходим к выводу об очевидных тождествах в маргинальной для своего времени эстетике беллетриста Ахшарумова и поэтике Набокова. В завершение статьи подводится предварительный итог изучения ахшарумовских вариаций. Ключевые слова: ахшарумовские вариации, фабула и сюжет, классика и беллетристика, вторичность и альтернативность, русская литература xix века, Набоков Список использованной литературы: Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Academia, 2000. 300 с. Володина Н. В. Н. Д. Ахшарумов как литературный критик: методологический аспект // Череповецкие научные чтения – 2016: Материалы Всерос. науч.-практ. конф.: В 3 ч. Череповец, 2017. Ч. 1. С. 23–24. Долинин А. А. Истинная жизнь писателя Сирина: Работы о Набокове. СПб.: Академический проект, 2004. Карпов Н. А. Творчество В. В. Набокова и традиции литературы романтической эпохи («Защита Лужина», «Приглашение на казнь»): Автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 2002. Козлов А. Е. К вопросу о литературной репутации Н. Д. Ахшарумова // Сибирский филологический журнал. 2015. № 1. С. 30–35. Кузьмина С. Ф. Роман В. Набокова «Приглашение на казнь»: традиция – палимпсест – поэтика // Научные труды кафедры русской литературы БГУ. Минск: Изд-во БГУ, 2003. Вып. 2. С. 117–139. Лаврова С. Ю. Языковая личность Н. Д. Ахшарумова в семиотическом пространстве русской литературы второй половины XIX века (к постановке проблемы) // Вестн. Череповец. гос. ун-та. 2015. № 4. С. 100–107. Лаврова С. Ю. Метафора шахматной игры как знаковый компонент фантазийного дискурса (на материале романа Н. Д. Ахшарумова «Игрок») // Вестн. Череповец. гос. ун-та. 2016. № 5 (74). С. 89–92. Меднис Н. Е. Поэтика и семиотика русской литературы. М., 2011. Радько Е. В. Роман В. Набокова «Приглашение на казнь»: поэтика мнимости. Автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2005.Таганова Н. Л. В. В. Набоков и русская литература ХIХ века: мотив казни: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Иваново, 2007. Шкловский В. Б. О прозе. М., 1989. Шкловский В. Б. Гамбургский счёт. СПб., 1983. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |