Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology)
ISSN 2713–3133 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для литературоведов и фольклористов
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: МОТИВ ТАНЦА В ЛИРИКЕ И. АННЕНСКОГО

Авторы: Н. В. Налегач

В рубрике Литературная жизнь сюжета

Выпуск 2, 2017Страницы 91-97
УДК: 82-1/29DOI:

Аннотация: Рассматриваются стихотворения И. Анненского, в которых образы и мотивы античной пляски, вальса и кэк-уока выполняют важную смыслообразующую роль. Историческая маркированность в поэтическом мире Анненского античных и современных танцев позволила выдвинуть предположение, что в авторском мировидении они становятся символами различных культурных эпох: античности, с одной стороны, и романтизма и модерна, с другой, прошлого и современности, воплощая в музыке и пластике глубинные ритмы, связывющие человека с его временем. С прошлым связан образ пляски в стихотворении «Второй фортепьянный сонет». Мотивно-образные ряды этого стихотворения перекликаются с наблюдениями Анненского из его работы «Дионис в легенде и культе», посредством чего танец клавиш-плясуний выражает античное отношение человека к судьбе. Покорность судьбе античного человека, метафорически уподобленного клавишам музыкального инструмента, способность непосредственно откликаться на волю высшего Музыканта, давала ему определенную духовную независимость от этой роковой силы. Нежелание замечать Музыканта-Судьбу, подмена ее лицезрения и внимания ей импровизационными движениями новомодного танца, тем не менее, оборачивается не свободой от судьбы, а, напротив, неспособностью состояться изнутри ее постижения, отчего и рождается эпитет – «пустоплясые» в стихотворении «Кэк-уок на цимбалах». Показательно, что головокружительный упоительный вальс, к которому мечтой устремлен лирический герой в стихотворениях «О нет, не стан» и «Дымы», сменяется динамичным и достаточно смешным кэк-уоком, отражающим судорожную ритмику современности, которая, тем не менее, все так же подчинена роковым закономерностям Музыканта-Судьбы. Танцоры, исполняющие вальс и кэк-уок объединены в его поэзии тем, что равно не замечают роковой предопределенности рисунка танца. Эта слепота качественно отличает их от условных античных плясуний из «Второго фортепьянного сонета», обретающих внутреннюю свободу от рока во внешней покорности ему. Однако даже современные танцы все равно несут на себе незримую печать дионисийства. Тем самым любой танец невольно подталкивает человека к встрече с жизнью в ее непосредственности, несмотря на урбанизированную реальность, диктующую человеку самоопределение в роли демиурга, оборачивающееся в процессе танца одной из масок, спадающих в финале жизни как танца, что наиболее очевидно в стихотворении «Кэк-уок на цимбалах».

Ключевые слова: И. Анненский, танец, кэк-уок, вальс, античная пляска, мотив, лирический сюжет

Список использованной литературы:

Абашев В. В. Танец как универсалия культуры Серебряного века // Время Дягилева. Универсалии Серебряного века. Третьи Дягилевские чтения. Пермь, 1993. С. 7–19.

Анненский И. Ф. Дионис в легенде и культе // Анненский И. Ф. Эврипид – поэт и мыслитель; Дионис в легенде и культе. В приложении трагедия Эврипида «Вакханки» с параллельным греческим текстом. 2-е изд. М., 2012. С. LXVII–C.

Анненский И. Ф. Стихотворения и трагедии / Вступ. ст., сост., подгот. текста, примеч. А. В. Федорова. Л., 1990. (Библиотека поэта. Большая серия)

Антропова Л. В. Эволюция возникновения новых пластических форм и тенденций в бытовой культуре ХХ века // Развитие системы высшего образования в сфере культуры: научный и образовательный опыт: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Орел, 2015. С. 358–361.

Боровская А. А. Жанровое многообразие «музыкальной» лирики И. Анненского // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та. 2008. № 10. С. 171–175.

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). СПб., 1996.

Петрова Г. В. Творчество Иннокентия Анненского. Великий Новгород, 2002.

Рогачева Н. А. Поэтика звучания в стихотворении И. Ф. Анненского «Кок-уок на цимбалах» // Культура и текст. 2011. № 12. С. 235–240.

Федякин С. Об одной особенности образа музыки в поэзии Иннокентия Анненского // Иннокентий Федорович Анненский. Материалы и исследования. 1885– 1909. М., 2009. С. 586–592.

Чернышов А. В. История джаза. Программа учебной дисциплины // Проблемы музыкальной науки. 2011. № 1. С. 242–249.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН