Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: МОТИВ ВОЗВРАЩЕНИЯ В ПРОЗЕ Б. ЯБЖАНОВА Авторы: И. В. Булгутова В рубрике Литературная жизнь сюжета
Аннотация: Рассматриваются произведения бурятского писателя Б. Ябжанова, в которых мотив возвращения имеет сюжетообразующее значение, являясь завершающим звеном циклической сюжетной схемы «утрата – поиск – обретение». Устанавливается мифологическая семантика мотива возвращения и его глубинные истоки в сфере бессознательного в произведениях, где реализуются архетипические образы, в частности архетип матери. В рассказе «Сердце матери» возвращение героини в бессознательном состоянии к основанию прежнего дома происходит в предчувствии смерти, которая мыслится как окончательное возвращение в лоно природы-матери, в рассказе возникает семантическая тождественность: в смерти матери возвращаются к ней ее погибшие дети, она же сама возвращается в вечность. В повести «Мать-волчица» также выявляется идея единства материнского удела в природе, необходимости сохранения естественного баланса в ней; возникает мотивный комплекс, в котором возвращение связывается с местью и обретением. Возвращение как завершающее звено жизненного круга закономерно связывается в авторском сознании с материнским архетипом, неотъемлемой частью которого является функция истока жизни. Реализация идеи изначального тождества в мифосознании определяет связь мотивов возвращения и смерти, так, в рассказе «Хэрмэшэ» смерть означает возвращение и обретение героями своей изначальной сущности. В рассказах Б. Ябжанова «Слеза», «Камень, брошенный вверх» мотив возвращения реализуется в контексте нравственно-этических исканий автора как выражение кармической предопределенности событий, устанавливаемой самими героями – носителями авторитетной точки зрения. Возвращение в прошлое и переоценка прежних событий происходит в финальной части жизни героев, ретроспекция проясняет их ошибочные действия, нарушившие неписаные правила и закономерности, естественным образом устанавливаемые мифосознанием. Возвращение как восстановление утраченного баланса выявляется в мотиве наказания. Автор в пределах индивидуальной человеческой судьбы выявляет нарушение порядка и неизбежное затем восполнение целостности. В повести Б. Ябжанова «Беды и радости мои», имеющей автобиографические истоки, мотив возвращения означает исцеление и переход на следующий этап жизненных исканий. Проекция собственной судьбы позволяет автору разомкнуть логику мифомышления, установив вектор времени исторически, от прошлого к будущему. Таким образом, в творчестве Б. Ябжанова мотив возвращения приобретает преимущественно мифологическую семантику. Ключевые слова: мифосознание, сюжет, сюжетная схема, архетипический образ, мотив возвращения, мотив смерти, мотив воскресения Список использованной литературы: Балданов С. Ж. Меридианы и параллели Б. Ябжанова // Б. Ябжанов. Книга о писателе. Улан-Удэ: Буряад Yнэн, 1997. С. 20–23. Лотман Ю. М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн: Александра, 1992. Т. 1. С. 224–242. Силантьев И. В. Мотив в системе категорий нарратива // Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. Вып.4: Интерпретация текста: сюжет и мотив. С. 13–35. Тюпа В. И. Словарь мотивов как научная проблема (на материале пушкинского творчества) // Словарь-указатель сюжетов и мотивов русской литературы. Экспериментальное издание. 2-е изд. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. Вып. 1. С. 170–197. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. 448 с. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость. СПб.: Алетейя, 1998. 249 с. Ябжанов Б. Рассказууд. // Байгал. 1989. № 6. С. 77–103. Ябжанов Б. Эхэ шоно // Байгал. 1984. № 4. С. 51–66. Ябжанов Б. Хэрмэшэ // Эртын шүүдэр. Улаан-Yдэ: Буряадай номой хэблэл, 1986а. С. 282–287. Ябжанов Б. Нулимса // Эртын шүүдэр. Улаан-Yдэ: Буряадай номой хэблэл, 1986б. С. 288–302. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |