Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: ПОВЕСТЬ Н. В. ГОГОЛЯ «ВИЙ» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КОНЦА ХХ ВЕКА: МОТИВ БЕСОВСКОГО ВТОРЖЕНИЯ В ПЬЕСЕ Н. Н. САДУР «ПАННОЧКА» И РАССКАЗЕ М. Ю. ЕЛИЗАРОВА «ГОСПИТАЛЬ» Авторы: О. А. Колмакова, Ч. Ван В рубрике Литературная жизнь сюжета
Аннотация: В современной русской литературе рецепция классики XIX–XX веков осуществляется в двух направлениях: с позиций иронично-игровой интертекстуальной поэтики постмодернизма и в аспекте проблемы «традиция – новаторство». С данных позиций могут быть рассмотрены пьеса Н. Садур «Панночка» и рассказ М. Елизарова «Госпиталь», в которых авторы используют в качестве сюжетообразующих мотивы гоголевской повести «Вий». Изучение мотива бесовского вторжения в текстах Садур и Елизарова позволяет говорить не только о своеобразии идиостиля каждого писателя, но и о ведущих тенденциях литературного процесса 1990-х годов. В пьесе Н. Садур заглавный гоголевский персонаж отсутствует. Бесовскую стихию воплощает образ Панночки, что подчеркивает авторскую концепцию человека как вместилища инфернального и божественного одновременно. Отказ от образа Вия закономерно приводит к смещению акцентов в гоголевском сюжете у Садур. Для Гоголя важно было изобразить бессилие человека перед мистически-таинственными силами зла, Садур же, напротив, делает Хому Брута Личностью, способной противостоять инфернальному миру и победить его морально. В рассказе М. Елизарова «Вий» – центральный персонаж. Он персонифицируется в образе солдата-садиста Прищепина, появление которого в военном госпитале оборачивается «малым» апокалипсисом. «Вий» Прищепин превращает госпиталь, «топос» христианского спасения и милосердия, в ад. Помимо традиционной символики мотива бесовского как предельно безобразного современные русские авторы реализуют амбивалентное содержание этого мотива, также характеризующее поэтику Н. В. Гоголя. Амбивалентность образа Панночки у Н. Садур создается посредством мотива метаморфозы: Панночка сначала превращается в старуху-ведьму, вызывающую отвращение, а потом – в ребенка, который просит, чтобы его пожалели. Так же амбивалентен и образ елизаровского Прищепина. Несмотря на отрицательное отношение к садисту Прищепину, герой-рассказчик, словно помимо своей воли, восхищен его умением разоблачать фальшь. Если традиционная, трагически-абсурдная семантика бесовского воплощает у Н. Садур и М. Елизарова глобальный социокультурный кризис рубежа XX–XXI веков, то амбивалентное содержание мотива бесовского декларирует принадлежность художественных систем названных писателей к эстетике постмодернизма с присущими ему релятивистскими установками. Ключевые слова: современная русская литература, рецепция творчества Н. В. Гоголя, мотив бесовского вторжения, Н. Садур, «Панночка», М. Елизаров, «Госпиталь» Список использованной литературы: Гоголь Н. В. Избр. соч.: В 2 т. М.: Худож. лит., 1984. Т. 1. 575 с. Елизаров М. Госпиталь: Рассказ. URL: http://www.e-reading.club/chapter.php/ 111274/1/Elizarov_-_Gospital%27.html (дата обращения 30.04.2017). Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. М.: Худож. лит., 1988. 413 с. Мережковский Д. С. Не мир, но меч. М.: Директ-Медия, 2014. 471 с. Садур Н. Обморок: книга пьес. Вологда: ООО ПФ «Полиграфист», 1999. 500 с. Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. М.; Киев: Лабиринт, 1997. 232 с. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |