Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: ПЕРИПЕТИИ ПОЭТИКИ В. ЗАЗУБРИНА В ЗЕРКАЛЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ СУДЬБЫ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА «ДВА МИРА» И ПОВЕСТИ «ЩЕПКА») Авторы: Е. Н. Проскурина В рубрике Русская литература Сибири: сюжеты, мотивы, судьбы
Аннотация: Исследуется поэтика двух наиболее ярких произведений В. Зазубрина (1895–1937): романа «Два мира» (1921) и повести «Щепка» (1922). Оба произведения относятся к раннему периоду, когда происходит формирование творческой личности писателя, вырабатываются особенности художественного языка. Этот процесс тесно связан с авантюрными поворотами биографии Зазубрина. Начав свою военную карьеру юнкером Иркутского военного училища, он оказался зачислен в Добровольческую армию Колчака. После ее поражения перешел на сторону Красной армии. Опыт личного участия в Гражданской войне на стороне как «белых», так и «красных» лег в основу романа «Два мира». Его начальные главы написаны в отчетливо контрастной стилистике. Изображение картин мирной жизни отличает спокойное течение повествования. В военных главах пластичность поэтического языка сменяется резкими, «рублеными» фразами. Доминантным становится экспрессивный стиль, соответствующий главной теме произведения: поединка «двух миров». Претерпевает изменения и романный сюжет, изначально представлявший собой исповедь автобиографического героя-пацифиста, служащего в рядах армии Колчака. Однако в процессе работы автор меняет гуманистический пафос на пропагандистский. Это отражается и на поэтике романа, сконцентрированной вокруг натуралистических подробностей в изображении многочисленных убийств, смертей. В соответствии с агитационно-пропагандистской задачей носителями ужаса являются в «Двух мирах» главным образом персонажи-колчаковцы. На такую позицию автора во многом повлияло его желание представить себя убежденным революционером, покончившим со своим белогвардейским прошлым. Отсутствие пластики повествования и гибкости в изображении персонажей, ориентация на героя-массу, открытый агитационно-пропагандистский пафос являются свидетельством принадлежности «Двух миров» к авангардному типу художественности. В повести «Щепка» Зазубрин меняет взгляд на изображение революции. Своей главной темой он выбирает революционный террор. Раскрывая ее изнутри сознания рефлексирующего героя, расстреливающего в подвалах Чека своих жертв, Зазубрин показывает его нравственные терзания, процесс постепенного схождения с ума. Кровавые будни Чека изображены в красках разложения – физического и нравственного. Описание процесса сумасшествия героя содержит множество художественных отсылок к произведениям Достоевского, к образам его галлюцинирующих героев (Голядкину, Раскольникову, Ивану Карамазову). Такое авторское своеволие, выразившееся в отступлении от канонического изображения революции, оказалось недопустимым: «Щепка» не была опубликована ни в одном советском издании. В целом анализ романа и повести показал, что творческое сознание Зазубрина оказалось более объемным, чем те идеологические рамки, в которые он пытался загнать свое художественное слово. В поэтической структуре обоих текстов проявилась сложность художественного языка, в котором предшествующий литературный опыт творчески соединен с современными тенденциями, прежде всего с практиками авангардного письма, раздвинутыми до поэтики абсурда. Ключевые слова: творчество В. Зазубрина, революция и литература, сибирский литературный авангард, поэтика абсурда Список использованной литературы: Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л.: Наука, 1963. Т. 7. 543 с. Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В 15 т. Л.: Наука, 1989. Т. 5. 573 с. Зазубрин В. Два мира. Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1988. 335 с. Зазубрин В. Общежитие. Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1990. 414 с. Курс А. Кровяная колбаса // Яранцев В. Зазубрин. Человек, который написал «Щепку». Новосибирск, 2012. С. 710–719. Литературное наследство Сибири. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1972. Т. 2. 444 с. Луначарский А. В. Собр. соч.: В 8 т. М.: Худож. лит., 1967. Т. 7. 734 с. Проскурина Е. Н. Конфликт двух миров в творческой судьбе В. Я. Зазубрина // Сибирь. Литература. Критика. Журналистика. Памяти Ю. С. Постнова. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2002. С. 159–174. Ромодановская Е. К. Рассказы сибирских крестьян о видениях (К вопросу о специфике жанра видений) // ТОДРЛ. СПб., 1996. Т. ХLIХ. С. 141–156. Степанов Ю. Семиотика. Философия. Авангард // Семиотика и авангард: Антология. М.: Академический проект; Культура, 2006. С. 5–32. Трушкин В. П. Из пламени и света. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1976. 367 с. Тырышкина Е. В. Русская литература 1890-х – начала 1920-х годов: от декаданса к авангарду. Новосибирск, 2002. 152 с. Хасанов О. А. Символика цвета в повести В. Я. Зазубрина «Щепка» // Вестн. Краснояр. гос. пед. ун-та. 2017. № 1 (39). С. 227–231. Шенгели Г. Маяковский во весь рост // Вопросы литературы. 1990. № 12. С. 18–69. Шенталинский В. Расстрельные ночи // Звезда. 2007. № 4. URL: http:// magazines.russ.ru/zvezda/2007/4/sh6.html Яновский Н. Роман «Два мира» В. Я. Зазубрина // Зазубрин В. Два мира. Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1988. С. 328–335. Яранцев В. Зазубрин. Человек, который написал «Щепку». Новосибирск, 2012. 752 с. Poggioli R. The Theory of the Avant-garde. Cambridge, Mass.: Belknap Press of Harvard University Press, 1968. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |