Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: «МЕТЕЛЬ» Л. ЛЕОНОВА И «ВУЛКАН» Вс. ИВАНОВА: СОПОСТАВИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ Авторы: Л. П. Якимова В рубрике Литературная жизнь сюжета
Аннотация: Статья посвящена сравнению двух произведений Всеволода Иванова и Леонида Леонова, относящихся к разным родам литературы. Предметом сопоставления стали роман Всеволода Иванова «Вулкан» и пьеса Леонида Леонова «Метель». Оба писателя принадлежат к поколению, вошедшему в литературу в начале 1920 гг. Произведения, ставшие предметом сопоставительного анализа, относятся к рубежу 1930-х – 1940-х гг., ко времени перед началом Второй мировой войны и отражают характерное для этого времени ощущение «жизни перед грозой». Оба произведения показывают события мирового масштаба и значения на примерах, взятых из частной жизни людей. Подробно рассматриваются характеры главных персонажей, особенности организации сюжета и мотивной структуры. В обоих случаях для изображения политических, социальных и психологических коллизий писатели обращаются к метафорам из мира природы. Эти метафоры связаны с миром стихий. Анализируемые сочинения рассматриваются в контексте литературы и кинематографа породившего их времени. Показано, как в них отразился трагический «дух времени», противостоящий распространенной в эстетике эпохи атмосфере безудержного веселья. В статье воссоздана сложная творческая история сочинений Иванова и Леонова. Роман Иванова был напечатан в журнале «Сибирские огни» после смерти писателя, в 1966 г., а пьеса Леонова была опубликована и шла в театрах страны, но позднее была запрещена. Рассматривается взаимодействие творческого замысла писателей и влияния, которое оказывали на их тексты власть, политика и идеология. Показаны черты сходства и различия в творческом поведении двух крупных русских писателей советского времени. Сопоставлены также разные редакции романа Всеволода Иванова. Отмечено, что оба замысла связаны с созданием образа человека, принадлежащего к миру искусства. В обоих сочинениях сложным образам зашифрована личная драма их создателей, которые участвовали в жизни общества, живущего по тоталитарным законам. Подробно рассматриваются характерные черты конфликта и композиции двух произведений. Показано также, как продолжала работать созданная Ивановым и Леоновым модель изображения мира и человека накануне войны в произведениях писателей позднего советского времени (Борис Васильев, Вадим Шефнер) и в романе «Июнь» современного писателя Дмитрия Быкова. Ключевые слова: Всеволод Иванов, Леонид Леонов, «Вулкан», «Метель», сопоставительный анализ, концепт исторического времени 1939–1941 гг., мотивный тезаурус, мотив «безумного молчания», подтекст, символика Список использованной литературы: Быков Д. Л. Июнь. М.: АСТ; Редакция Елены Шубиной, 2017. 512 с. Иванов Вс. Вулкан: Повесть / Публ. Т. В. Ивановой // Сибирские огни. 1966. № 6. С. 8–90. Иванов Вс. Дневники. М.: Наследие, 2001. 492 с. Иванов Вс. Вулкан: Повесть // Неизвестный Всеволод Иванов: Материалы биографии и творчества. М., 2010. 783 с. Леонов Л. М. Собр. соч.: В 10 т. М.: Худож. лит., 1983. Т. 7: Пьесы / Вступ. ст. и примеч. О. Михайлова. 686 с. Вахитова Т. М. Леонов Леонид Максимович // Русские писатели, ХХ век: Библиографический словарь: В 2 ч. / Редкол. Н. А. Грознова и др.; под ред. Н. Н. Скатова. М.: Просвещение, 1998. Ч. 1. С. 737–744. Якимова Л. П. Повести Всеволода Иванова «Возвращение Будды» и Леонида Леонова «Конец мелкого человека» в аспекте сопоставления // Сибирский филологический журнал. 2015. № 3. С. 37–48. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |