Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology)
ISSN 2713–3133 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для литературоведов и фольклористов
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: ПРИЕМЫ АВАНГАРДНОЙ ПОЭТИКИ В РАССКАЗЕ В. ЗАЗУБРИНА «БЛЕДНАЯ ПРАВДА»

Авторы: Е. Н. Проскурина

В рубрике Русская литература Сибири: сюжеты, мотивы, судьбы

Выпуск 2, 2018Страницы 34-41
УДК: 821.161.1DOI: 10.25205/2410-7883-2018-2-36-41

Аннотация: Исследуются приемы поэтики в рассказе В. Зазубрина «Бледная правда», созданном в 1923 году. Это ранний период творчества писателя, отмеченный близостью к авангардному типу художественности. Рассказ продолжает тему «двух миров». Ей посвящен роман Зазубрина с одноименным названием, а также повесть «Щепка». Однако борьба «двух миров», нового и старого, переведена в рассказе в бытовую сферу эпохи нэпа. Главным стержнем сюжета оказывается не военный конфликт, а столкновение бескомпромиссного героя – борца с обывательской средой. Так на новом тематическом материале Зазубриным воплощается идея деформации идеального образа Революции, заявленная в «Щепке». Новые хозяйственные отношения в стране открыли возможность экономическим преступлениям. Жертвой таких преступлений и оказывается герой, назначенный партией на должность заведующего крупной продовольственной конторой и не распознавший среди своих подчиненных жуликов и воров. Однако, несмотря на трагическую судьбу героя, Революция, как и в повести «Щепка», в рассказе сохраняет ореол святости. Столкновение «двух миров» выражено автором через приемы контрастной поэтики. В цветовой палитре образа главного героя Аверьянова доминируют огненные оттенки красного цвета, символизирующие его преданность революционной идее, бескомпромиссность. Автор во многом наделил своего героя собственными чертами характера. В изображении антигероя Латчина отсутствует цвет, однако через поэтику телесности, округлость движений показана его изворотливость, противопоставленная резкой угловатости Аверьянова. На стилистическом уровне черты авангардного письма выражены в рассказе через семантически нагруженные звуковые повторы, гиперболизацию метафор, перечислительность, нанизывание однородных членов, обилие эллиптических конструкций. Названные поэтические характеристики позволяют увидеть в «Бледной правде» проявления Wortkunst’а (термин О. А. Ханзена-Лёве), для которого характерна концентрация на слове, звуке, генерирующая смысловую плотность текста. Экспрессия повествовательной речи служит одним из способов выражения авторской позиции.

Ключевые слова: сибирская литература, творчество В. Зазубрина, рассказ «Бледная правда», авангардная поэтика

Список использованной литературы:

Зазубрин В. Два мира. Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1988. 335 с.

Зазубрин В. Общежитие. Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1990. 414 с.

Крылова Д. П. Поэтика экспрессионизма как основа изображения города в поэзии русских авангардистов // Гуманитарные науки. 2017. Январь. URL: http:// www.nauteh-journal.ru/index.php/ru/--gn17-01/3151-a (дата обращения 26.08.2018).

Литературное наследство Сибири. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1972. Т. 2. 444 с.

Проскурина Е. Н. Конфликт двух миров в творческой судьбе В. Я. Зазубрина // Сибирь. Литература. Критика. Журналистика. Памяти Ю. С. Постнова. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2002. С. 159–174.

Проскурина Е. Н. Перипетии поэтики В. Зазубрина в зеркале литературной судьбы (на материале романа «Два мира» и повести «Щепка») // Сюжетология и сюжетография. 2018. № 1. С. 64–81.

Ришар Л. Энциклопедия экспрессионизма: Живопись и графика. Скульптура. Архитектура. Литература. Драматургия. Театр. Кино. Музыка. М.: Республика, 2003. 432 с.

Ханзен-Лёве О. А. Развертывание, реализация // Критика и семиотика. 2016. № 2. С. 9–40.

Яранцев В. Зазубрин. Человек, который написал «Щепку». Новосибирск, 2012. 751 с.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН