Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: СТРУКТУРА СЮЖЕТА КНИГИ М. А. НИКИТИНА «ПУТЬ НА СЕВЕР» Авторы: В. Н. Яранцев В рубрике Русская литература Сибири: сюжеты, мотивы, судьбы
Аннотация: Исследуются модификации сюжета в раннесоветской литературе конца 1920-х гг., возникшие в результате актуализации жанра очерка в литературной и общественной жизни Советского Союза. Эту тенденцию можно увидеть уже в произведениях середины 1920-х гг.: в «Конармии» И. Бабеля, создававшейся на основе дневников, в «Чапаеве» Д. Фурманова, где особенно заметны симптомы гибрида художественной и документальной литературы. На М. Никитина повлиял омский писатель Антон Сорокин, экспериментировавший в своих произведениях на грани литературного скандала, где стирались различия между литературным персонажем и биографическим автором. В творчестве М. Никитина конца 20-х гг. такого рода гибридизация и медиация наблюдается в книге «Путь на Север» (1929). Основной сюжет травелога, водной экспедиции в Туруханский край ученых, хозяйственников, журналистов, кинематографистов сопровождают многочисленные отступления: вставные новеллы, сцены и эпизоды, литературные аллюзии и портреты персонажей и т. д. с ощутимым ретроспективным уклоном и тенденцией к формированию параллельного сюжета по принципу контраста, контрапункта. Анализ текста выявляет дополнительный, по сравнению с влиянием И. Бабеля и А. Сорокина, источник влияния на книгу М. Никитина – теоретические изыскания в области сюжета В. Шкловского, эволюционировавшие к концу 20-х гг. к неоспоримой значимости «внеэстетического фактора» для художественной прозы в параметрах доктрины «литературы факта». Заметна и зависимость или прямое совпадение с высказываниями теоретика ЛЕФа Н. Чужака. В литературной практике М. Никитина, осваивавшего в книге «Путь на Север» «внеэстетический» материал сибирской экспедиции в рамках очерка, сюжет травелога и «дополнительный» сюжет литературных ретроспекций и аллюзий находятся в отношениях притяжения-отталкивания. Их можно рассматривать одновременно и в «вертикали» контрапункта, условного «контрсюжета», и в «горизонтали» гибридности, предопределяемой многоплановой ролью автора – писателя-исследователя, а также сценариста предполагаемого фильма, который снимается в ходе экспедиции. То, что трактовалось современной М. Никитину критикой как рудимент импрессионизма, художественными изысками, «лирикой», оказалось необходимой составляющей для общего смысла книги, ее пафоса – стремления отразить многообразие природных и жизненных явлений Сибири во всем спектре литературных средств и дискурсов, формальных и содержательных. Ключевые слова: сюжет, очерк, травелог, факт, Бабель, Шкловский, Сибирь Список использованной литературы: Бабель И. Э. Соч.: В 2 т. М.: Худож. лит., 1990. Т. 1. Воронский А. К. Искусство видеть мир. М.: Сов. писатель, 1987. Вяткин Г. [Рец. на кн.: Никитин М. Путь на Север. М., 1929] // Просвещение Сибири. 1929. № 12. Горький М. Собр. соч. М., 1956. Т. 30. Львова Кс. Содержание и форма // Сибирские огни. 1929. № 6. Никитин М. Дикий перец // Сорокин А. С. Напевы ветра. Новосибирск: Зап.- Сиб. кн. изд-во, 1967. Никитин М. Путь на Север. М.: Федерация, 1929. Поварцов С. Н. Быть Бабелем. Краснодар: Кубаньпечать, 2012. Сорокин А. С. Тридцать три скандала Колчаку. Омск: Тип. «Золотой тираж» [ООО «Омскбланкиздат»], 2014. Чужак Н. Писательская памятка // Литература факта. Первый сборник работников ЛЕФа. М.: Захаров, 2000. Шкловский В. Б. Гамбургский счет. Статьи, воспоминания, эссе [1914–1933]. М., 1990. Шкловский В. О писателе и производстве // Литература факта. М.: Захаров, 2000. Шкловский В. Третья фабрика. М.: Артель писателей «Круг», 1926. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |