Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology)
ISSN 2713–3133 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для литературоведов и фольклористов
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: «НЕВОЛЬНЫЙ СВИДЕТЕЛЬ» ЧУЖОЙ ЛЮБВИ: ОБ ОДНОЙ СЮЖЕТНО-ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ В ТУРГЕНЕВСКОЙ ПРОЗЕ

Авторы: Н. А. Ермакова

В рубрике Литературная жизнь сюжета

Выпуск 2, 2018Страницы 100-110
УДК: 821.161DOI: 10.25205/2410-7883-2018-2-100-110

Аннотация: Рассматривается сюжетно-повествовательная модель, с определенной периодичностью возникающая в произведениях Тургенева: «невольный свидетель» чужой любви. Наиболее частотной она оказывается в ранней прозе писателя («Андрей Колосов», 1844; «Мой сосед Радилов», 1847; «Дневник лишнего человека», 1850; «Три встречи», 1852; «Затишье», 1854; «Первая любовь», 1860), но возникает и гораздо позже, в одном из стихотворений цикла «Senilia» («Роза», 1882). При всех отличиях в сюжетах парадигмы их объединяет одна особенность – выдвинутость фигуры наблюдателя. Склонность к «наблюдательству» является одним из «главных составных элементов авторской интенциональности у Тургенева» (А. П. Чудаков) и носит характер не «пассивной созерцательности», но «страстного визионерства». Ситуации наблюдения в тургеневских произведениях постоянно выходят за рамки эмпирического восприятия, они балансируют на грани «наблюдение / воспоминание / мечта / видение / сновидение». По словам героя повести «Фауст» (1856), мечты, игры воображения являются «обыкновенным занятием людей, которым в жизни не повезло или не везет». В сюжетах парадигмы «страстное визионерство» автора получает особо благодатную почву для своей реализации: оно связано с одним из сильнейших личных переживаний Тургенева – чувством неутоленности любви. Ситуация «наблюдательства» вырастает на почве случайной причастности героя-рассказчика к истории «чужой» любви. Сюжет «чужой» истории большей частью выведен «за кадр» и всегда предельно фрагментарен. «За кадром» остается и жизнь самого наблюдателя. Она дана только в точках пересечения с историей чужой любви, «невольным свидетелем» которой он становится. Центром внимания всегда оказывается женщина в высших точках истории ее любви: ожидание любви – счастье разделенного чувства – катастрофа любви. Все остальные звенья опущены или утаены. Сила воображения героя в сюжетах парадигмы становится компенсацией нереализованной потребности в любви и счастье, а визионерское переживание – способом «замещения» событий, которых лишена собственная жизнь «наблюдателя».

Ключевые слова: повести И. С. Тургенева, сюжетно-повествовательная модель, метасюжет, позиция наблюдателя, визионерство, боязнь счастья

Список использованной литературы:

Анненков П. В. Молодость Тургенева. 1840–1856 // Анненков П. В. Литературные воспоминания. М.: Худож. лит., 1983. С. 368–394. (Серия литературных мемуаров)

Бём А. Л. Мысли о Тургеневе // Бём А. Л. Исследования. Письма о литературе. М.: Языки славянской культуры, 2001. С. 373–378.

Гершензон М. О. Мечта и мысль И. С. Тургенева. М.: Т-во «Книгоиздательство “Писателей в Москве”», 1919. 172 с.

Гонкур Эдмон де, Гонкур Жюль де. Дневник: Записки о литературной жизни: В 2 т. Т. 2: 1870–1872. М.: Худож. лит., 1964. 750 с.

Зайцев Б. К. Жизнь Тургенева // Зайцев Б. К. Собр. соч.: В 5 т. М.: Русская книга, 1999. Т. 5. С. 19–176.

Маркович В. М. Между эпосом и трагедией («Дворянское гнездо») // Маркович В. М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века (30–50-е годы). Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. С. 134–166.

Топоров В. Н. Странный Тургенев (Четыре главы). М.: РГГУ, 1998. 192 с. (Чтения по истории и теории культуры. Вып. 20)

Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. Письма: В 13 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960–1968.

Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: В 30 т. Сочинения: В 12 т. 2-е изд., испр. и доп. М.: Наука, 1978–1984.

Чудаков А. П. Тургенев: повествование – предметный мир – герой – сюжет //

Чудаков А. П. Слово – вещь – мир. От Пушкина до Толстого. М.: Современный писатель, 1992. С. 70–93.

Щукин В. Г. Тургенев и Гёте. Нечто о психопоэтике, Эросе и красоте // Изв. Самар. науч. центра РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2016. Т. 18, № 1 (2). С. 268–276.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН