Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology)
ISSN 2713–3133 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для литературоведов и фольклористов
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Понятие как «мотив» теоретического дискурса

Авторы: И. В. Кузнецов

В рубрике Сюжет и мотив: теория, типология, систематизация

Выпуск 1, 2019Страницы 80-86
УДК: 82.0DOI: 10.25205/2410-7883-2019-1-80-86

Аннотация: Рассматривается возможность интерпретации мотива и понятия как двух параллельных способов оформления допредикативного содержания внутренней речи. Учение о мысли и слове Льва Выготского, возникшее в свойственном началу XX в. философском контексте неокантианства и диалектики, создает возможность такой интерпретации. Предпосылки к ней имелись уже в поисках формальной школы поэтики 1920-х гг. Понимание темы как атома содержания у Бориса Томашевского сопровождалось констатацией возможности двух путей расположения тематических элементов: сюжетно-фабульного, основанного на причинно-временной связи, и бесфабульного. На втором пути, по Томашевскому, возникают лирические произведения, и он же порождает теоретические рассуждения. Так возникает перспектива рядоположной систематизации категорий: мотив, понятие, сюжет, суждение и связанных с ними других.

Ключевые слова: внутренняя речь, содержание высказывания, искусство, мотив, сюжет, теория, понятие, суждение

Список использованной литературы:

Белый А. Магия слов // Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. С. 131–142.

Бем А. Л. Мотив и сюжет // Силантьев И. В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: Очерк историографии. Новосибирск: ИДМИ, 1999. С. 76–85.

Веселовский А. Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. С. 300–306.

Возникновение русской науки о литературе. М.: Наука, 1975.

Выготский Л. С. Мышление и речь // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. С. 5–361.

Жолковский А. К., Щеглов Ю. К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты – Тема – Приемы – Текст. М.: Прогресс, 1996.

Как мы пишем. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1930.

Кузнецов И. В. Адекватность и смыслополагание: две модели исследования // Понимание: опыт мультидисциплинарного исследования. М.: Смысл, 2006. С. 69– 73.

Кузнецов И. В., Ляляев С. В. Фрагменты и письма 1910 года как прототекст творчества Б. Пастернака // Критика и семиотика. 2014. № 1. С. 217–237.

Лосев А. Ф. Диалектика художественной формы // Лосев А. Ф. Форма – Стиль – Выражение. М.: Мысль, 1995. С. 5–296.

Магомедова Д. М. Соотношение лирического и повествовательного сюжета в творчестве Пастернака // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1990. Т. 49, № 5. С. 414– 419.

Маяковский В. В. Как делать стихи? // Маяковский В. В. Соч.: В 2 т. М.: Правда, 1988. Т. 2. С. 664–697.

Пастернак Б. Л. Письмо к О. М. Фрейденберг 23.07.1910 // Пастернак Б. Л. Полн. собр. соч.: В 11 т. М.: Слово, 2004. Т. 7. С. 48–55.

Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986.

Силантьев И. В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: Очерк историографии. Новосибирск: Изд-во ИДМИ, 1999.

Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.; Л.: Госиздат, 1927.

Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997.

Шрейдер Ю. А. Текст, автор, семантика // Семиотика и информатика. Вып. 7. М., 1976. С. 153–159.

Уайт Х. Метаистория: историческое воображение в Европе XIX века. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН