Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: Понятие как «мотив» теоретического дискурса Авторы: И. В. Кузнецов В рубрике Сюжет и мотив: теория, типология, систематизация
Аннотация: Рассматривается возможность интерпретации мотива и понятия как двух параллельных способов оформления допредикативного содержания внутренней речи. Учение о мысли и слове Льва Выготского, возникшее в свойственном началу XX в. философском контексте неокантианства и диалектики, создает возможность такой интерпретации. Предпосылки к ней имелись уже в поисках формальной школы поэтики 1920-х гг. Понимание темы как атома содержания у Бориса Томашевского сопровождалось констатацией возможности двух путей расположения тематических элементов: сюжетно-фабульного, основанного на причинно-временной связи, и бесфабульного. На втором пути, по Томашевскому, возникают лирические произведения, и он же порождает теоретические рассуждения. Так возникает перспектива рядоположной систематизации категорий: мотив, понятие, сюжет, суждение и связанных с ними других. Ключевые слова: внутренняя речь, содержание высказывания, искусство, мотив, сюжет, теория, понятие, суждение Список использованной литературы: Белый А. Магия слов // Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. С. 131–142. Бем А. Л. Мотив и сюжет // Силантьев И. В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: Очерк историографии. Новосибирск: ИДМИ, 1999. С. 76–85. Веселовский А. Н. Поэтика сюжетов // Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. С. 300–306. Возникновение русской науки о литературе. М.: Наука, 1975. Выготский Л. С. Мышление и речь // Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. С. 5–361. Жолковский А. К., Щеглов Ю. К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты – Тема – Приемы – Текст. М.: Прогресс, 1996. Как мы пишем. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1930. Кузнецов И. В. Адекватность и смыслополагание: две модели исследования // Понимание: опыт мультидисциплинарного исследования. М.: Смысл, 2006. С. 69– 73. Кузнецов И. В., Ляляев С. В. Фрагменты и письма 1910 года как прототекст творчества Б. Пастернака // Критика и семиотика. 2014. № 1. С. 217–237. Лосев А. Ф. Диалектика художественной формы // Лосев А. Ф. Форма – Стиль – Выражение. М.: Мысль, 1995. С. 5–296. Магомедова Д. М. Соотношение лирического и повествовательного сюжета в творчестве Пастернака // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1990. Т. 49, № 5. С. 414– 419. Маяковский В. В. Как делать стихи? // Маяковский В. В. Соч.: В 2 т. М.: Правда, 1988. Т. 2. С. 664–697. Пастернак Б. Л. Письмо к О. М. Фрейденберг 23.07.1910 // Пастернак Б. Л. Полн. собр. соч.: В 11 т. М.: Слово, 2004. Т. 7. С. 48–55. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. Силантьев И. В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: Очерк историографии. Новосибирск: Изд-во ИДМИ, 1999. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.; Л.: Госиздат, 1927. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. Шрейдер Ю. А. Текст, автор, семантика // Семиотика и информатика. Вып. 7. М., 1976. С. 153–159. Уайт Х. Метаистория: историческое воображение в Европе XIX века. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |