Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: Стихотворная сказка Я. Б. Княжнина «Флор и Лиза» в контексте ранних русских баллад Авторы: Л. А. Курышева В рубрике Сюжет и мотив: теория, типология, систематизация
Аннотация: Сочинение Я. Б. Княжнина «Флор и Лиза. Сказка в стихах» (1778) принадлежит к числу первых русских баллад. Кроме того, это первый русский балладный текст с появлением мертвеца – сюжетной ситуацией, столь продуктивной в последующую, романтическую эпоху. Наиболее типологически близка «Флору и Лизе» баллада Н. М. Карамзина «Алина» (<1790–1791>). Обе баллады посвящены теме неверности, и обе развивают балладный извод сказочного сюжета «Муж на свадьбе жены», который завершается переходом в мир мертвых. Кроме того, сходство заключается в развернутой повествовательной манере и психологизации балладного конфликта через прямой авторский комментарий. Во «Флоре и Лизе» все события – любовь, измена и воссоединение любовников в смерти – представлены как экстраординарные. Трагический финал обусловлен таинственной связью судеб двух персонажей, подкрепляемой мифопоэтикой «растительного кода». Версификационная техника (катреновая строфа с четырехстопным ямбом, перекрестной рифмовкой и сменой женских и мужских клаузул) подчеркивает герметичность любовной истории. В «Алине» Карамзина ход действия обусловлен сочетанием универсальных законов человеческого бытия и роковой связи персонажей. Балладное событие заключается в финальном соединении любовников, вопреки их пребыванию в разных мирах, земном и небесном. Мифопоэтическую основу сюжета составляют образы переменчивых стихий и природы. Версификационная техника (нестрофический четырехстопный ямб с вольной рифмовкой) «поддерживает» идею текучести, прихотливости жизненной стихии. Ключевые слова: русская литература XVIII века, сюжеты, мотивы, баллада, Я. Б. Княжнин, Н. М. Карамзин, сюжет «Муж на свадьбе жены» Список использованной литературы: Акимова Т. М. «Русская песня» и романс первой трети XIX века // Русская литература. 1980. № 2. С. 36–45. Александровская М. А. Становление жанра баллады в русской поэзии второй половины XVIII века: Дис. … канд. филол. наук. М., 2004. 159 с. Баевский В. С. Строфика современной лирики в отношении к строфике народной поэзии // Проблемы стиховедения. Ереван, 1976. С. 51–67. Вацуро В. Э. Н. М. Карамзин. «Остров Борнгольм». «Сиерра-Морена» // Вацуро В. Э. Готический роман в России. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 78–104. Вацуро В. Э. «Сиерра-Морена» Н. М. Карамзина и литературная традиция // XVIII век. СПб.: Наук», 1999. Сб. 21: Памяти Павла Наумовича Беркова (1896– 1969). С. 327–336. Веселова А. Ю., Гуськов Н. А. Комедии Я. Б. Княжнина // Княжнин Я. Б. Комедии и комические оперы / Сост., вступ. ст., коммент. А. Ю. Веселовой, Н. А. Гуськова. СПб.: Гиперион, 2003. С. III–LV. (Российская драматическая библиотека. III) Гаспаров М. Л. Предисловие // Лилли И. Динамика русского стиха. М., 1997. С. 3–8. Гаспаров М. Л. Строфика нестрофического ямба в русской поэзии XIX века // Гаспаров М. Л. Избр. статьи. М., 1995. С. 60–82. Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. 2-е изд., доп. М.: Фортуна Лимитед, 2000. 352 с. Гаспаров М. Л., Скулачева Т. В. Статьи о лингвистике стиха. М., 2004. 283 с. Гугнин А. А. Постоянство и изменчивость жанра // Эолова арфа: Антология баллады. М., 1989. С. 7–26. Гуковский Г. А. Расин в России в XVIII веке. Перевод с французского языка и примечания А. О. Демина // XVIII век. СПб.: Ин-т русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, 2013. Т. 27. С. 434–480. Гусев В. Е. Песни, романсы, баллады русских поэтов // Песни русских поэтов: В 2 т. Л., 1988. Т. 1. С. 5–54. Демин А. О. Перевод и подражание трагедии Ж. Расина «Береника» в трагедии Я. Б. Княжнина «Дидона» // Чтения Отдела русской литературы XVIII века. М.; СПб.: Альянс-Архео, 2013. Вып. 7: М. В. Ломоносов и словесность его времени. Перевод и подражание в русской литературе XVIII века. С. 182–190. Душина Л. Н. М. Н. Муравьев и русская баллада // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. Л.: Изд-во Ленингр. гос. пед. ин-та, 1978. Вып. 3. С. 39–49. Душина Л. Н. На жанровом «переломе» от романса к балладе // XXVI Герценовские чтения. Литературоведение: научные доклады. Л.: [б. и.], 1973. С. 21–25. Душина Л. Н. Поэтика русской баллады в период становления жанра: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Л., 1975. 19 с. Ермоленко С. И. Баллада М. Ю. Лермонтова в истории русского балладного жанра: Дис. … канд. филол. наук. Свердловск, 1983. 221 с. Ефремова Е. В. Стихотворное наследие Николая Михайловича Карамзина: проблемы поэтики и версификации: Дис. … канд. филол. наук. М., 1999. 207 с. Иезуитова Р. В. Баллада в эпоху романтизма // Русский романтизм. Л.: Наука, 1978. С. 138–163. Иезуитова Р. В. Из истории русской баллады 1790-х – первой половины 1820-х гг. (Жуковский и Пушкин): Автореф. дис. … канд. филол. наук. Л., 1966. 19 с. Канунова Ф. З. Трансформация сюжетного мотива возвращения жениха-мертвеца за своею невестой в балладах В. А. Жуковского // Материалы к Словарю сюжетов и мотивов русской литературы. Новосибирск: Сибирский Хронограф, 2001. Вып. 4: Интерпретация текста: Сюжет и мотив. С. 77–88. Козубовская Г. П. Пушкинский зимнедорожный цикл: балладный пласт // Культура и текст. 2017. № 1 (28). С. 98–124. Кочеткова Н. Д. Проблемы изучения литературы русского сентиментализма // XVIII век. Л., 1989. Сб. 16: Итоги и проблемы изучения русской литературы XVIII века. С. 32–43. Крестова Л. В. Повесть Карамзина «Сьерра-Морена» // Роль и значение литературы XVIII в. в истории русской культуры. М.; Л.: Наука, 1966. С. 261–266. Кудреватых А. Н. Эволюция психологизма в прозе Н. М. Карамзина: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2009. 203 с. Кукушкина Е. Д. Трагедия П. Корнеля «Гораций» в переводе Я. Б. Княжнина // XVIII век. СПб.: Наука, 2011. Сб. 26: Старое и новое в русском литературном сознании XVIII века. С. 368–423. Кулакова Л. И. Жизнь и творчество Я. Б. Княжнина // Княжнин Я. Б. Избр. произведения / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Л. И. Кулаковой. Л.: Сов. писатель, 1961. С. 5–58. (Библиотека поэта. Большая серия.) Кулакова Л. И. Поэзия М. Н. Муравьева // Муравьев М. Н. Стихотворения / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Л. И. Кулаковой. Л.: Сов. писатель, 1967а. С. 5–49. (Библиотека поэта. Большая серия.) Кулакова Л. И. Примечания // Муравьев М. Н. Стихотворения / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Л. И. Кулаковой. Л.: Сов. писатель, 1967б. С. 317–360. (Библиотека поэта. Большая серия.) Курышева Л. А. Сентиментальная нарративная проза о несчастливой любви (к мортальному разделу Словаря сюжетов и мотивов русской литературы) // Сюжетология и сюжетография. 2017. № 2. С. 14–56. Лилли И. Динамика русского стиха. М., 1997. 126 с. Лященко А. И. Былины о Соловье Будимировиче и сага о Гаральде // Sertum bibliologicum. Сборник в честь проф. А. И. Малеина. Пг., 1922. С. 94–136. Магомедова Д. М. К специфике сюжета романтической баллады // Поэтика русской литературы (К 70-летию проф. Ю. В. Манна): Сб. ст. М.: РГГУ, 2002. С. 39–44. Макогоненко Г. П. Другие редакции и варианты. Примечания // Дмитриев И. И. Полн. собр. стихотворений / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Г. П. Макогоненко. Л.: Сов. писатель, 1967. С. 403–470. Маркович В. М. Балладный мир Жуковского и русская фантастическая повесть эпохи романтизма // Жуковский и русская культура. Л.: Наука, 1987. С. 138–165. Матяш С. А. О типологии функции стихотворных переносов (enjabements) в русской поэзии // Вестник Оренбург. гос. ун-та. 2017б. № 6 (206). С. 42–48. Матяш С. А. О функциях стихотворных переносов (enjabements) Н. М. Карамзина // Вестник Оренбург. гос. ун-та. 2017в. № 1 (201). С. 98–103. Матяш С. А. Стихотворный перенос (enjabement) в русской поэзии (очерки теории и истории). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017а. 464 с. Никкарева Е. В. Литературный романс и баллада: проблема разграничения // Вестник Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. Филология. 2014. № 2 (2). С. 249–252. Пашкуров А. Н. Жанровые особенности поэзии М. Н. Муравьева: Дис. … канд. филол. наук. Казань, 1997. 268 с. Петров А. В. «Балладные потенции» в поэтическом творчестве М. Н. Муравьева // Муравьев и его время: Сб. ст. и материалов круглого стола «Муравьев и его время», состоявшегося в рамках пятой республиканской научно-практической конференции «Литературоведение и эстетика в XXI веке» («Татьянин день»), посвященной памяти Т А. Геллер. Казань, 2008. Вып. 5, ч. 2. С. 64–69. Покровский М. М. Этюды по Гомеровкому вопросу и русской народной поэзии (Homerica, I) // Изв. АН СССР. Отд. лит. и языка. 1929. № 5. С. 343–368. Сионова С. А. Поэзия Муравьева (К проблеме становления предромантизма в русской литературе второй половины XVIII века): Дис. … канд. филол. наук. Елец, 1995. 169 с. Слесарев А. Г. Мифическое начало жанра баллады: Дис. … канд. филол. наук. М., 2003. 205 с. Созонович И. К вопросу о западном влиянии на славянскую и русскую поэзию. Варшава: Тип. Варшавского Учебного округа, 1898. 567 с. Сумцов Н. Ф. Муж на свадьбе жены // Этнографическое обозрение. Издание Этнографического отдела Имп. Общ. Люб. естествознания, антропологии и этнографии, сост. при Моск. ун-те. 1893. № 4. Кн. 19. С. 1–25, 151. Тарановский К. Русские двусложные размеры // Тарановский К. Русские двусложные размеры. Статьи о стихе / Пер с серб. В. В. Сонькина; под ред. В. Тарановской-Джонсон, Дж. Бейли, А. В. Прохорова. М.: Языки славянской культуры, 2010. С. 13–363. Толстой И. И. Возвращение мужа в «Одиссее» и в русской сказке // Толстой И. И. Статьи о фольклоре. М.; Л., 1966. С. 55–72. Топоров В. Н. Имя и образ Лизы в русской литературе XVIII века // Топоров В. Н. «Бедная Лиза» Карамзина. Опыт прочтения: К двухсотлетию со дня выхода в свет. М.: Изд. центр РГГУ, 1995. С. 393–478. Топоров В. Н. Из истории русской литературы. Т. 2: Русская литература второй половины XVIII века: исследования, материалы, публикации. М. Н. Муравьев: введение в творческое наследие. Кн. 2. М., 2003. 928 с. Травников С. Н., Ольшевская Л. А. «И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет» (фольклорные и литературные истоки русской классической баллады) // Русская баллада: История и теория жанра: Сб. науч. ст. М.: Гос. ин-т русского языка им. А. С. Пушкина, 2006. С. 3–33. Шумахер А. Е. Жанр баллады в творчестве И. И. Дмитриева // Сюжетология и сюжетография. 2013. № 2. С. 124–133. Шумахер А. Е. Разновидности балладного жанра в поэзии М. Н. Муравьева // Вестник Том. гос. ун-та. 2015б. № 395. С. 31–39. Шумахер А. Е. Русская литературная баллада конца XVIII – начала XIX века: сюжетно-мотивный репертуар и жанровые границы: Дис. … канд. филол. наук. Новосибирск, 2015а. 170 с. Яницкая С. С. Романс в творчестве Ю. А. Нелединского-Мелецкого // Проблемы изучения литературы XVIII века. Санкт-Петербург; Самара: Рос. пед. гос. ун-т им. А. И. Герцена, Самар. гос. пед. ун-т, 2001. С. 194–198. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |