Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: Портрет художника в Германии: Мстислав Добужинский и «Русский Берлин» Статья I: Из Петрограда в Европу Авторы: А. Б. Устинов В рубрике Изобразительное искусство: сюжеты и судьбы
Аннотация: Статья посвящена путешествию М. В. и Е. О. Добужинских в Европу в 1923 г., посеще- нию ими Литвы и приезду в Германию. Автор воссоздает обстоятельства этого визита по газетной хронике, архивным материалам и письмам художника его близким друзьям А. Н. Бенуа, Г. С. Верейскому, Б. М. Кустодиеву и Ф. Ф. Нотгафту и, в особенности, сы- новьям Ростиславу и Всеволоду. Автор реконструирует контекст начального пребывания Добужинских в Германии, в том числе специфику отношений художника внутри «русского Берлина». В отличие от ставших привычными посещений российских литераторов, визиты художников из советской России остаются достаточно редкими. Кроме того, Добужинский приезжает в Германию по командировке Наркомпроса, что, несмотря на его независимое положение в Петрограде, тем не менее, придает поездке дополнительный оттенок. В ре- зультате этой непроясненности, ему не удается осуществить свои рабочие намерения, в частности включавшие сотрудничество с русскими издательствами в Германии. На взгляд автора, причина такой отстраненности заключается в обостренном восприятии вопросов изобразительного искусства, установившемся в «русском Берлине» в результате прошедшей там на исходе 1922 г. Первой русской художественной выставки (Die erste russische Kunstausstellung). Эта первая официальная выставка, организованная советским правительством, поляризует эмиграцию в отношении к художникам, которых устроители выставки сознательно разделяют на «революционных», или «левых», и «традиционных», или «правых». Для эмигрантской публики первые представляют «большевистское» искус- ство, вторые ‒ «исконно русское». В соответствии с такими предпочтениями возникает очередной виток публичного противостояния русской прессы, а именно сменовеховской газеты «Накануне» и консервативной газеты «Руль». Апогеем этого противостояния стано- вится опубликованный вскоре после открытия выставки репортаж о встрече с Ф. А. Маля- виным и вызванный им скандал. Непосредственное отношение к газетным пикировкам имеет художественный критик «Накануне» Г. К. Лукомский ‒ в прошлом участник объединения «Мир Искусства». В свое время он был одним из персонажей «Азбуки “Мира Искусства”», созданной Добужинским, но, оказавшись в Германии, «сменил вехи» и занял просоветскую позицию в отношении к выставке. После приезда художника в Берлин Лу- комский напечатал о нем в целом комплиментарную, но довольно сумбурную статью. Од- нако его репутация, сложившаяся в результате конфликтных выступлений Лукомского в «Накануне», могла сослужить Добужинскому плохую службу. К сожалению, отношения художника с берлинскими издательствами не сложились, и мастерство Добужинского- графика во время его пребывания в Германии осталось, за редкими исключениями, не вос- требованным. Ключевые слова: история русской эмиграции, история русского искусства ХХ века, русский Берлин, русские художники в Германии, русские книжные издательства, Первая русская художественная выставка, М. В. Добужинский, А. Н. Бенуа, Г. С. Верейский, Б. М. Кустодиев, Список использованной литературы: Альтман Н. «Футуризм» и пролетарское искусство // Искусство коммуны. 1918. № 2, 15 дек. С. 2. Бенуа А. Н., Добужинский М. В. Переписка (1903‒1957) / Сост., подгот. текста и коммент. И. И. Выдрина. СПб.: Изд-во «Сад искусств», 2003. 304 с. Берлинские изд<ания> классиков // Дни (Берлин). 1923. № 315, 17 нояб. С. 10. Воззвание группы русских и немецких деятелей искусства // Голос России (Берлин). 1922. № 985, 9 июня. Голлербах Э. Рисунки М. Добужинского. М.; Пг.: ГИЗ, 1923. 104 с., илл. Графика М. В. Добужинского / Текст С. Маковского и Ф. Нотгафта. [Берлин: Петрополис, 1924]. 80 с., илл. Динерштейн Е. К истории отъезда М. Горького из Советской России (М. Горький и «Издательство З. И. Гржебина») // Новое литературное обозрение. 1997. № 26. С. 377–386. Дм. <Рец. на:> Свинопас. Сказка Андерсена. Рис. М. Добужинского. Изд. З. И. Гржебина. Берлин, 1922 г. // Руль (Берлин). 1922. № 566, 8 окт. С. 11. Добужинский М. Гржебин // Сегодня (Рига). 1929. № 102, 14 апр. С. 4. Добужинский М. Азбука «Мира Искусства» / Автор проекта Г. Н. Рождественский. М.: Изд. журнала «Наше Наследие», 1998. 96 с., илл. Добужинский М. Письма / Изд. подгот. Г. И. Чугунов. СПб.: Дмитрий Була- нин, 2001. 448 с. Инцидент с картинами художника Малявина // Дни (Берлин). 1922, № 24, 26 нояб. С. 7. Кудрин Арк. Услужающие // Руль (Берлин). 1922. № 597, 14 ноября. С. 2. Л. У. О выставке русской живописи (Впечатления простого обывателя) // На- кануне (Берлин). 1922. № 191, 21 нояб. С. 5.Лапшин В. Первая выставка русского искусства. Берлин. 1922 год: Материалы к истории советско-германских художественных связей // Советское искусство- знание’82. М.: Сов. художник, 1983. Вып. 1 (16). С. 327–362. Лукомский Г. Заметки художника. Выставки и книги // Накануне (Берлин). 1922а. № 151, 5 окт. С. 6. Лукомский Г. Кустодиев и Грабарь. (Выставка на Унтер-ден-Линден) // Нака- нуне (Берлин). 1922б, № 176, 3 нояб. С. 5. Л<укомский> Г. Заметки художника. Наши художники // Накануне (Берлин). 1922в, № 178, 5 нояб. С. 7. Лукомский Г. Открытое письмо художнику Ф. А. Малявину // Накануне (Бер- лин). 1922г, № 182, 10 нояб. С. 5. Лукомский Г. Искусство в России по информации «Руля» // Накануне (Берлин). 1922д, № 184, 12 нояб. С. 8. Мария Федоровна Андреева: Переписка. Воспоминания. Статьи. Документы. Воспоминания о М. Ф. Андреевой / Сост., ст. и коммент. А. П. Григорьевой, С. В. Щириной. М.: Искусство, 1961. 798 с., илл. Маркаде Ж.-К. «Русский» или «российский» авангард? // Память как объект и инструмент искусствознания / Сост. Е. А. Бобринская, А. С. Корндорф; Гос. ин-т языкознания. М., 2016. С. 338–344. Маяковский В. Полн. собр. соч.: В 13 т. / Подгот. текста и примеч. В. А. Арут- чевой, З. С. Паперного. М.: ГИХЛ, 1957. Т. 4: Стихотворения 1922 года, поэмы, агитлубки и очерки 1922‒1923 годов. 452 с. Мстислав Добужинский: Живопись. Графика. Театр / Автор текста и сост. А. П. Гусарова. М.: Изобразительное искусство, 1982. 204 с., илл. П<етровская> Н. <Рец.:> Ф. М. Достоевский. Игрок. Его же. Скверный анек- дот. Его же. Записки из подполья. Издательство И. П. Ладыжникова. Берлин, 1922 // Накануне (Берлин). 1922. № 196, 28 нояб. С. 5. Поплавский Б. Берлинская выставка 1922 года / Публ. Э. Менегальдо; предисл. Э. Менегальдо, Ж.-К. Маркадэ; примеч. Ж.-К. Маркадэ // Диаспора: Новые мате- риалы. VII. СПб.; Париж: Athenaeum ‒ Феникс, 2005. С. 553–570. Синезубов Н. О выставке русских художников // Дни (Берлин). 1922. № 1, 29 окт. С. 8. Судьба и работа русских писателей, ученых и журналистов за 1918‒1922 гг. // Новая Русская Книга (Берлин). 1922. № 6. С. 31–35. Толстой А. Торжествующее искусство // Общее Дело ‒ La cause commune (Па- риж). 1919. № 59, 9 окт. С. 4. Флейшман Л., Хьюз Р., Раевская-Хьюз О. Русский Берлин 1921‒1923. По мате- риалам архива Б. И. Николаевского в Гуверовском институте. Paris: YMCA-Press, 1983. 424 с. (Литературное наследство русской эмиграции / Literary Archives of the Russian Emigration. Vol. 1) Чугунов Г. М. В. Добужинский: Монография. Л.: Художник РСФСР, 1984. 300 с., илл. Чуковский К. Дневник 1901‒1929 / Подгот. текста и коммент. Е. Ц. Чуковской. М.: Сов. писатель, 1991. 544 с. Ященко А. Русская поэзия за последние три года // Русская Книга (Берлин). 1921. № 3. С. 1–17. Erste Russische Kunstausstellung. Berlin 1922. Berlin: Galerie Van Diemen & CO; Gemälde neuer Meister. Unter den Linden 21, 1922. 31 S. + 21 S. Ill. Marcadé J.-C. Ksenja Boguslavskaja (Pougny) on the “First Russian Exposition” in Berlin, 1922 // For SK: In Celebraion of the Life and Career of Simon Karlinsky / Ed. by Michael S. Flier and Robert P. Hughes. Oakland: Berkeley Slavic Specialties, 1994. P. 184–190. (Modern Russian Literature and Culture. Studies and Texts. Vol. 33)N. У художника Малявина // Руль (Берлин). 1922. № 587, 2 нояб. С. 5. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |