Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology)
ISSN 2713–3133 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для литературоведов и фольклористов
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Наблюдатель как сюжетная позиция в поэзии и прозе Н. Д. Хвощинской

Авторы: А. А. Пономарева

В рубрике Литературная жизнь сюжета

Выпуск 2, 2019Страницы 24-32
УДК: 821.161.1DOI: 10.25205/2410-7883-2019-2-24-32

Аннотация: Проанализировано явление, характерное для поэзии и прозы Н. Д. Хвощинской, – актуализация фигуры наблюдателя в сюжете. В работе показано, что стихотворения писательницы имеют микросюжеты, центр которых составляет лирическая героиня, наблюдающая за чужой жизнью. Поэтическая разработка этого сюжетного положения отличается эклектичностью. Мотивная тема развивается с помощью романтических и натуралистических клише: с одной стороны, воспроизводятся романтическая ситуация отчуждения от общества, элегические мотивы воспоминания, утраты и др.; с другой – актуализируются тема влияния среды на личность, идея полезного труда и др. В работе установлено, что сюжетное положение, сформировавшееся в поэзии, в период расцвета «беллетристического таланта» писательницы органично вошло в прозу. В этом аспекте подробно проанализирован рассказ «За стеною», опубликованный в «Отечественных записках» в 1862 г. Исследование показало, что при прозаическом «переложении» сохранилась основная мотивная тема: процесс наблюдения дает возможность прожить чужую жизнь. Актуализация поэтического начала в прозаическом сюжете привела к ослаблению фабульности, погашению социальной составляющей, связанной с вопросом женской эмансипации, психологизации повествования.

Ключевые слова: Н. Д. Хвощинская, рассказ «За стеною», взаимодействие поэзии и прозы, мотив наблюдения, беллетристика, середина XIX века, женская эмансипация

Список использованной литературы:

Дружинин А. В. Письма Иногороднего Подписчика о русской литературе. 1854. URL: http://az.lib.ru/d/druzhinin_a_w/text_0420oldorfo.shtml (дата обращения 31.10.2019).

Зотов В. Н. Д. Хвощинская (Из воспоминаний старого журналиста) // Истори- ческий вестник. 1889. № 10. С. 93–108.

Лукашевич М. Роман В. Крестовского (Надежды Хвощинской) «Баритон» на фоне литературной традиции изображения семинариста // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2011. № 7 (69). С. 133–146.

Пономарев С. И. Наши писательницы. СПб., 1891.

Поэты 1840–1850-х годов. Л., 1972.

Рейтблат А. И. От Бовы к Бальмонту и другие работы по исторической со- циологии русской литературы. М.: Новое литературное обозрение, 2009. 448 с.

Строганова Е. Н. «Прах и суета»: Женское творчество в оценках Надежды Хвощинской и ее современниц // Женский вызов: русские писательницы XIX – начала XX века / Под ред. Е. Строгановой, Э. Шоре. Тверь: Лилия Принт, 2006. С. 120–137.

Тыминский А. И. Поэтика прозы Н. Д. Хвощинской: Автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1997. 23 с.

[Хвощинская Н. Д.] В. Крестовский. За стеною // Отечественные записки. 1862. Т. 144. С. 416–442.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН