Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: Короленко в роли читателя Диккенса Авторы: Я. В. Лахина, А. Е. Козлов В рубрике Литературная жизнь сюжета
Аннотация: Объектом исследования является категория читателя, моделируемая в тексте В. Г. Короленко «Мое первое знакомство с Диккенсом». Небольшой текст, включенный в состав приложений к «Истории моего современника», актуализирует траекторию прочтения, направленную на разграничение режимов повествования и восприятия. Изображая мир житомирской провинции, писатель показывает чтение как специфическую потребность, входящую в круг повседневных дел ее обитателей. На этом фоне история маленького героя – от «пестрого» и «пряного» чтения авантюрных и приключенческих романов к осмысленному чтению книги Диккенса – демонстрирует специфические изменения в его психологии и поведении (от Оливера Твиста к Дэвиду Копперфильду). Обращаясь к сюжету, а не фабуле текста, ребенок переживает текст Диккенса как нечто, что имеет непосредственное отношение к его жизни – Книгу Книг, Откровение. Центральный для сюжета мотив борьбы двух братьев, имеющий как биографический, так и мифопоэтический подтекст, оказывается связан с качественным преображением читателя, становящегося писателем. В завершение статьи представлена гипотеза о специфическом метатекстовом характере рассмотренного фрагмента, что позволяет рассматривать его как автокомментарий к другим произведениям автора, в частности его повести «В дурном обществе». Ключевые слова: автобиография, мемуары, читатель, русская литература XIX века, Короленко, Диккенс Список использованной литературы: Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. Блум Х. Страх влияния. Карта перечитывания. Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 1998. Гуськов С. Н. В. Г. Короленко и Л. Н. Толстой: проблема этической позиции писателя: Автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб., 1995. Зенкин С. Н. Теория литературы. Проблемы и результаты. М.: Новое литера- турное обозрение, 2018. Зорин А. Л. Появление героя. Из истории русской эмоциональной культуры конца XVIII – начала XIX века. М.: Новое литературное обозрение, 2016. Иткин М. «Мое первое знакомство с...»: «В дурном обществе» В. Г. Королен- ко как канонический текст // Русская филология. Тарту, 2020. С. 98–116. Короленко В. Г. Собр. соч.: В 10 т. М.: ГИХЛ, 1955. Т. 5. Ман П. де. Аллегория чтения: Фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пру- ста. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. Петухова Е. А., Козлов А. Е. Повесть А. И. Герцена «Легенда»: сюжет, повест- вование, интертекст // Вестник НГПУ. 2013. № 3 (13). С. 117–127. Погорельский А. Двойник. Монастырка. Повести. М.: ГИХЛ, 1960. Савельева Е. С. «История моего современника» В. Г. Короленко: художест- венное своеобразие: Автореф. дис. … канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2009. Силантьев И. В., Созина Е. К. Нарратив в литературе и истории. На материале дневниковой прозы А. Герцена 1840-х гг. // Сибирский филологический журнал. 2013. № 3. С. 58–68. Событие и событийность. Петербургский сборник. М.: Изд-во Кулагиной-Intrada, 2010. Турышева О. Н. Эволюция сюжетно-мотивного комплекса в художественном нарративе о читателе // Критика и семиотика. 2018. № 2. С. 151–161. Хеллман Б. Сказка и быль. История русской детской литературы. М.: Новое литературное обозрение, 2013. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |