Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology)
ISSN 2713–3133 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для литературоведов и фольклористов
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Авангардные детские журналы и газеты 1920–1930-х годов в Сибири

Авторы: К. В. Абрамова

В рубрике Литературная жизнь сюжета

Выпуск 2, 2019Страницы 84-105
УДК: 821.161.1DOI: 10.25205/2410-7883-2019-2-84-105

Аннотация: Целью нашей статьи является описание журналов для детей и молодежи, которые выходили на территории Сибири в 1920-х – 1930-х гг. Мы анализируем содержание печатных изданий, особенности подходов к внутренней организации материала и приемов оформления для того, чтобы выявить те черты, которые были характерны для сибирских печатных изданий и в которых проявляются идеи авангардного искусства 20-х гг. XX в. Мы отмечаем, что большинство сибирских журналов для детей и молодежи этого периода имели ярко выраженную идеологическую окраску, провозглашали своей целью воспитание человека нового типа, а также ориентировались на «литературу факта», т. е. стремились к передаче «факта», «реальности», «настоящего момента», «жизни как она есть» при отрицании «литературности». Первые послереволюционные журналы в Сибири не содержали иллюстраций, но к середине – концу 20-х гг. в оформлении периодических журналов для детей и молодежи стали появляться такие приемы, как врезки, плоскостные рисунки, построенные на контрастном совмещении белой и черной заливки, фотография и фотомонтаж. Также мы описываем некоторые приемы самопрезентации, разрабатываемые именно авангардным искусством. В итоге мы можем говорить о том, что в сибирской детской и юношеской журналистике проявлялись авангардные тенденции первой трети XX в., хотя они и не были реализованы последовательно и в полной мере.

Ключевые слова: периодика, детские журналы, молодежные журналы, сибирская журналистика, авангард, литература факта, иллюстрация, фотомонтаж

Список использованной литературы:

Абрамова К. В. Сибирский детский журнал: темы, мотивы, редакционная так- тика // Сюжетология и сюжетография. 2016. № 2. С. 166–176.

Абрамова К. В. Журнал «Товарищ» (1928–1931, г. Новосибирск): авангардные черты сибирского пионерского журнала // Детские чтения. 2017. Т. 12, № 2. С. 147–159.

Абрамова К. В. Авангардные полеты: авиационные темы в сибирской перио- дике 1920–1930-х годов // Сюжетология и сюжетография. 2018. № 2. С. 42–61.

Балина М. Р. Советская детская литература: несколько слов о предмете ис- следования // «Убить Чарскую…»: парадоксы советской литературы для детей (1920-е – 1930-е гг.): Сб. ст. / Сост. и ред. М. Р. Балина, В. Ю. Вьюгин. СПб.: Але- тейя, 2013. С. 7–19.

Гаспаров М. Л. Метр и смысл. К семантике русского трехстопного хорея // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1976. № 4. С. 357–366.

Жирков Г. П. Журналистика сталинской эпохи. 1928–1950-е годы. М.: Флинта, 2016. 500 с.

Капинос Е. В. «Литература» и «факт» в новосибирском журнале «Настоящее» (1928–1930) // Сюжетология и сюжетография. 2016. № 2. С. 138–165.

Капинос Е. В. Пропагандистские мифы в «Сибирском детском журнале»: «ученики Ленина», пионеры на камлании, «Тельбес» // Сюжетология и сюжето- графия. 2017. № 1. С. 63–78.

Карасик М. Конструктивистская партитура: типографика, кино, фотомонтаж в забытом шедевре Соломона Телингатера // «Комсомолия» Телингатера / Безы- менского: Шедевр конструктивизма и запрещенный бестселлер. Репринтное изда- ние. Комментарии и исследования / Сост. М. С. Карасик, А. А. Россомахин. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2018. С. 7–31.

Карасик М. С. Фотографический проект в детской книге на рубеже 1920– 30-х гг. (фотосерия ГИЗ – Молодая гвардия) // «Убить Чарскую…»: парадоксы советской литературы для детей (1920-е – 1930-е гг.): Сб. ст. / Сост. и ред. М. Р. Балина, В. Ю. Вьюгин. СПб: Алетейя, 2013. С. 330–361.

Колесова Л. Н. Детские журналы в России. XX век. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. 372 с.

Кравченко А. «Детская печать – вожак и организатор масс»: к истории форми- рования комсомольской системы руководства центральными пионерскими жур- налами Москвы в 1920-е гг. // Детские чтения. 2016. Т. 10, №. 2. С. 190–213. URL: http://detskie-chtenia.ru/index.php/journal/article/view/226 (дата обращения 19.09.2019).

Левинг Ю. Воспитание оптикой. Книжная графика, анимация, текст. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 528 с.

Лощилов И. Е. «Культурная революция» и авангард в Сибири 1920-х годов: «призрак коммунизма» // Вестник российского фонда фундаментальных исследо- ваний. Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 1 (86). С. 89–100.

Россомахин А. Запрещенный бестселлер, или Самая знаменитая поэма 1920-х: история публикаций, изъятия и забвения (с приложением аннотированной биб- лиографии) // «Комсомолия» Телингатера / Безыменского: Шедевр конструкти- визма и запрещенный бестселлер. Репринтное издание. Комментарии и исследо- вания / Сост. М. С. Карасик, А. А. Россомахин. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2018. С. 45–71.

Скращук В. Детский самиздат // Вост.-Сиб. правда: Обществ.-полит. газ. Ир- кут. обл. 2015. № 1. С. 7. URL: http://www.vsp.ru/social/2015/01/13/550299 (дата обращения 19.09.2019).

Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. М.: Изд-во МГУ, 1993. 248 с.

Фор Д. Сергей Третьяков: Факт // Формальный метод: Антология русского мо- дернизма / Под ред. С. А. Ушакина. Екатеринбург; Москва: Кабинетный ученый, 2016. Т. 2: Материалы. С. 183–198.

Хеллман Б. Сказка и быль: История русской детской литературы / Авториз. пер. с англ. О. Бухиной. М.: Новое литературное обозрение, 2016. 560 с.

Чоти К. «Чиж» и «Еж». Советские детские журналы 1920-х – середины 1930-х гг. // Родина. 2015. № 9. С. 115–120.

Штейнер Е. С. Авангард и построение нового человека. Искусство детской книги 1920-х годов. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 262 с.

Штейнер Е. С. Что такое хорошо: идеология и искусство в раннесоветской детской книге. М.: Новое литературное обозрение, 2019. 392 с.

Abramova K. Avant-garde magazines for children in Siberia, 1920–1930 (Omsk, Novosibirsk, Irkutsk) in Siberia // Modernization and Multiple Modernities (ISPS Convention 2017). Ekaterinburg: Ural Federal University, 2018. P. 105–114.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН