Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: Сюжеты и мотивы о сотворении земли и человека в мифологии алтайцев Авторы: Н. Р. Ойноткинова В рубрике Сюжет в литературе и фольклоре
Аннотация: Анализируются сюжеты и мотивы алтайских мифов о сотворении земли и человека с привлечением сравнительного материала из фольклора народов, с которыми у алтайцев существовали тесные контакты в прошлом, в частности из русского и бурят- монгольского фольклора. Рассмотрены мотивы, характерные для этих версий: ныряние за землей; сотворение земли; сотворение человека; собака охраняет тело человека; осквернение тела человека; пролитый эликсир бессмертия; потерянный рай; свержение дьявола с неба; состязание божеств за первенство в правлении миром. В алтайской фольклорной традиции выделены две версии мифа о сотворении мира и человека: первая – дуалистическая (языческая), вторая – «буддийская». В дуалистической версии мифа главными персонажами выступают два божества – Ульген и Эрлик. В сюжете «буддийской» версии мифа в акте сотворения участвуют четыре брата-божества: Юч- Курбустан (Три Курбустана) и Эрлик. К этому сюжету присоединяется буддийская легенда о том, как состязались бодхисаттвы, для того чтобы победителю стать правителем мира. Ключевые слова: мифология, мифы алтайцев, сюжеты и мотивы о сотворении земли и человека Список использованной литературы: Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев (собранные во время путешествий по Алтаю в 1910–1912 гг. по поручению Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии) / Предисл. С. Е. Малова. Л.: Изд-во РАН, 1924. 152 c. Базарова М. Д. Космогонические мотивы в бурятской мифологии: Дис. ... канд. филол. наук. Улан-Удэ, 2000. 152 с. Басилов В. Н. Избранники духов. М.: Политиздат, 1984. 208 с. Баскаков Н. А., Яимова Н. А. Шаманские мистерии Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1993. 121 c. Белова О. В. Славянские «библейские» легенды: от книжного источника к фольклорному нарративу // Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сборник докладов. М.: Гос. республ. центр русского фольклора, 2006. Т. 2. С. 271–289. Белова О. В., Кабакова Г. И. У истоков мира: Русские этиологические сказки и легенды. М.: ФОРУМ НЕОЛИТ, 2014. 528 с. Березкин Ю. Е. Сибирско-южноазиатские фольклорные параллели и мифология Евразийской степи // Археология, этнография и антропология Евразии. 2012. No 4 (52). С. 144–153. Березкин Ю. Е. Африка, миграции, мифология. Ареалы распространения фольклорных мотивов в исторической перспективе. СПб.: Наука, 2013. 320 с. Березкин Ю. Е. Тематическая классификация и распределение фольклорно- мифологических мотивов по ареалам. 2017. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/ berezkin/ (дата обращения 08.08.2020). Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Russian Orthodox Bible, 1991. ДТС – Наделяев В. М., Насилов Д. М., Тенишев Э. Р., Щербак А. М. Древнетюркский словарь. Л.: Наука, 1969. 676 с. Кузнецова В. С. Дуалистические легенды о сотворении мира в восточнославянской фольклорной традиции. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1997. 250 с. Кузнецова В. С. Легенды о свержении Сатаны с небес: мотивы славянской фольклорной Библии в рукописной книжности // Сибирский филологический журнал. 2013. No 4. С. 5–13. Кызласов Л. Р. Сибирское манихейство // Этнографическое обозрение. 2001. No 5. C. 83–90. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. 4-е изд., репринт. М.: Вост. лит., 2006. 407 с. (Исследования по фольклору и мифологии Востока) МНМ – Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев. – 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1988. Т. 2: К–Я. 719 с. Напольских В. В. Мифология и народная религия удмуртов (введение) // Очерки по этнической истории. Казань: ИД «Казанская недвижимость», 2015. С. 395– 420. Цыденова Д. Ц. Представления агинских бурят о жизни и смерти (конец XIX – начало XXI в.). Новосибирск, 2009. 194 с. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |