Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: Россия большевистская как «мир смерти» (на материале книги И. А. Бунина «Окаянные дни») Авторы: Т. Г. Путилина В рубрике Сюжет в системе культурных универсалий: Бунин, Восток и Запад русской эмиграции
Аннотация: Рассматривается семантика смерти как ключевой компонент образа России 1920-х гг., конструируемый в тексте книги И. А. Бунина «Окаянные дни». Описываются языковые приемы, с помощью которых автор изображает страну при новом режиме и людей, симпатизирующих новой власти. Доказывается, что жизнь / смерть является текстообразующей оппозицией. Делается вывод о том, что образ новой России как «мир смерти» противопоставляется образу старой Руси, «миру жизни», с помощью антонимичных понятий животное / человек, богохульники / верующие, больные / здоровые, искусственное / настоящее. Данные пары лексем связаны с оппозицией жизнь / смерть общими семами, актуализирующимися в произведении, что позволяет описать авторскую языковую картину мира. Ключевые слова: жанр воспоминаний, бинарные оппозиции, жизнь / смерть, авторская языковая картина мира, метафора, семантика Список использованной литературы: Анисимов К. В., Капинос Е. В. «Речной трактир»: еще раз на тему «Бунин и символисты» // Сибирский филологический журнал. 2010. No 1. С. 93–107. БФСРЯ – Большой фразеологический словарь русского языка / Отв. ред. В. Н. Телия. М.: АСП-ПРЕСС КНИГА, 2006. Васильев Ю. Ю. Проблема лиминальности фольклорных персонажей в контексте бинарной оппозиции «живое / мертвое» // Вопросы культурологии. 2009. No 2. С. 75–80. Галай К. Н. И. А. Бунин и писатели-модернисты // Итоги и перспективы научных исследований. Краснодар: НИЦ «Априори», 2014. С. 59–68. Галай К. Н. И. Бунин и модернизм: притяжение – отталкивание // Вестник университета Дмитрия Пожарского. 2017. No 4 (8). С. 41–45. ЛЭ – Литературная энциклопедия: В 11 т. М.: Изд-во Ком. Акад., 1929. Т. 2. 768 с. Мелерович А. М., Мокиенко В. М. Фразеологизмы в русской речи. М.: Астрель, 2001. 855 с. Минц З. Г. Блок и русский символизм // Александр Блок: Новые материалы и исследования / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М.: Наука, 1980. Кн. 1. С. 98–172. (Литературное наследство. Т. 92) МС – Мифологический словарь / Сост. Г. Щеглов, В. Арчер. М.: Астрель, Транзиткнига, АСТ, 2006. 368 с. Надель-Червинская М., Червинский П. Энциклопедический мир Владимира Даля. Книга вторая: Дикие звери. Тернополь: Крок, 2013. Т. 1. 396 с. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000. 336 с. Рязанцев С. Танатология (учение о смерти). СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 1994. 384 c. Серебренников Б. А., Кубрякова Е. С., Постовалова В. И., Телия В. Н., Уфимцева А. А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. 216 с. ССРЛЯ – Словарь современного русского литературного языка М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. Т. 6, 7; 1959. Т. 8; 1965. Т. 17. Талицкая А. А. Языковая репрезентация концепта «смерть» в произведениях Н. Заболоцкого 1929–1937 гг. // Ярославский педагогический вестник. 2010. No 3. С. 158–161. Токарев С. А. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М.: Сов. энциклопедия, 1991. Трипольская Т. А. Эмотивно-оценочный дискурс: определение, признаки, пути исследования: Монография. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1999. 89 с. Югай В. Ф. Растительные образы в вологодских причитаниях: живое и мертвое // Традиционная культура. 2009. No 3. С. 17– 26. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |