Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology)
ISSN 2713–3133 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для литературоведов и фольклористов
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Своеобразие комического в прозе Венедикта Марта

Авторы: Е. А. Денисова

В рубрике Сюжет в системе культурных универсалий: Бунин, Восток и Запад русской эмиграции

Выпуск 2, 2020Страницы 407-416
УДК: 821.161.1DOI: 10.25205/2410-7883-2020-2-407-416

Аннотация: Статья посвящена творчеству Венедикта Марта (Венедикта Николаевича Матвеева). В ранней прозе писателя зарождается характерная особенность поэтики – включение в произведение сказочных мотивов. Сборник «На любовных перекрестках причуды» (1922) – насмешка над прециозной культурой. В книге «Изумрудные черви» абсурд и авторская самоирония являются основными приемами комического. В прозе В. Марта конца 1920-х – начала 1930-х гг. видна просветительская направленность и следование «госзаказу». Однако даже в условиях жесткой цензуры автору удавалось проявлять авторскую свободу, которую он выражал через иронию, созданную посредством комбинации разных художественных стилей в одном произведении.

Ключевые слова: В. Март, комическое, ирония, редкая книга, Дальний Восток

Список использованной литературы:

Архипова А. С. Почему одноглазый дух огня не любит лук? Заметки по монгольской мифологии // Сила взгляда: глаза в мифологии и иконографии: Сб. ст. М.: РГГУ, 2014. С. 174–216.

Витковский Е. В. Состоявшийся эмигрант // Елагин И. Собр. соч.: В 2 т. М.: Согласие, 1998. Т. 1: Стихотворения. С. 5–40.

Забияко А. А., Дябкин И. А. Трансформация сюжетов китайской мифологии в творчестве дальневосточных писателей 20–40 гг. ХХ в. // Религиоведение. 2013. No 4. С. 139–156.

Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Собр. соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1966. Т. 5. 564 с.

Кириллова Е. О. Имажинистские влияния на творчество Венедикта Марта // Литература и журналистика стран Азиатско-Тихоокеанского региона в межкультурной коммуникации XX–XXI вв.: Сб. науч. ст. по материалам III Междунар. науч.-практ. конф. Хабаровск: Тихоокеанский гос. ун-т, 2017. С. 23–32.

Левченко А. А., Дябкин И. А. Социокультурные трансформации 1920–1930 гг. в СССР в восприятии Венедикта Марта: к истории публикации архива писателя // Вестник архивиста. 2016. No 2. С. 283–297.

Львов К., Устинов А. Поэт с календарной фамилией. О литературном наследии Венедикта Марта // Знамя. 2020. No 9. URL: https://znamlit.ru/publication. php?id=7727 (дата обращения 04.10.2020).

Март В. Дэрэ – водяная свадьба. Киев: Коммуна писателей, 1932. 38 с.

Март В. На любовных перекрестках причуды. Харбин: Камень, 1922. 16 c.

Март В. Изумрудные черви. Владивосток, 1919. 8 c.

Март-Матвеев В. Речные люди. М.; Л.: Молодая гвардия, 1930. 52 c.

Михайлов А. Д. Примечания // Кребийон-сын К.-П. Шумовка, или Танзай и Неадарне: Японская история; Софа: Нравоучительная сказка. М.: Наука, 2006. C. 339–352. (Серия «Литературные памятники»)

Неклюдов С. Ю. Образы потустороннего мира в народных верованиях и традиционной словесности // Восточная демонология. От народных верований к литературе. М.: Наследие, 1998. URL: https://ruthenia.ru/folklore/neckludov8.htm (дата обращения 04.10.2020).

Строев А. Судьба французской сказки // Французская литературная сказка XVII–XVIII веков. М.: Худож. лит., 1990. C. 3–32.

Устинов А., Кобринский А. Дневниковые записи Даниила Хармса // Минувшее: Исторический альманах. М.; СПб.: Atheneum; Феникс, 1992. Вып. 11. С. 417– 583.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН