Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology)
ISSN 2713–3133 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для литературоведов и фольклористов
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Воплощение мифа о женщине-змее в повести А. Ремизова «Мелюзина» и армянские предания

Авторы: Э. А. Саакян

В рубрике Литературная жизнь сюжета

Выпуск 1, 2021Страницы 26-39
УДК: 398.21 + 398.22 + 398.1 + 811.35DOI: 10.25205/2410-7883-2021-1-26-39

Аннотация:

В мировом фольклоре широкое распространение имеют как миф о женщине-змее, так и мотив рождения «чудесных детей» от полулюдей-полуживотных, ставших «прародителями» царских династий.

Мелюзина – фея, героиня народного сказания кельтского происхождения. Часто изображалась как женщина-змея или женщина-рыба от талии и ниже, иногда с двумя хвостами. Легенда о Мелюзине восходит к мифологическому мотиву «священного брака» хтонического существа с небесным божеством, который затем трансформировался в сказочный мотив «чудесного супруга» (AaTh 400-459).

Рассмотренные нами народные предания о русалках и прочих травестиях женских персонажей в змей обнаруживают непосредственную связь с культом богини любви и плодородия. Все аналогичные персонажи, как и Мелюзина, выявляют связь с лунной символикой, а также с потусторонним миром. Луна и звезды имеют сакральное символическое значение в произведении А. Ремизова и сопутствуют фрагментам появления Мелюзины, а также наличествуют при всех важных и судьбоносных событиях, таких как смерть Эмери, встреча Раймонда и Мелюзины у источника, свадьба.

Нами выявлено сходство образа Мелюзины с рыбоподобными и змееподобными персонажами армянских фольклорных и мифологических текстов. Большой светящийся камень на лбу Мелюзины являет собой отголосок мотива волшебного камня на голове царя змей или лягушек. В поверьях народа змеи олицетворяют собой духи, души предков. Они живут в своих старых домах и защищают их. И змей, и дух предка заинтересованы в плодовитости рода и плодородии полей.

Структурно повесть А. Ремизова состоит из трех частей: «История повести», «Мелюзина», «Коловорот». В свою обработку легенды о Мелюзине А. Ремизов внес психологические мотивировки поступков героев.

В результате исследования легенды о Мелюзине в литературной обработке А. Ремизова, можем заключить, что Мелюзина обнаруживает теснейшую связь с языческими божествами плодородия, а также все три сестры-феи так или иначе связаны с Армянскими царствами и армянской мифологией.

Ключевые слова: запрет Мелюзины, мотив священного брака, чудесный супруг, морская дева, драгоценный камень змеи, источник

Список использованной литературы:

Абегян М. «Вишапы» как статуи богини Астгик-Деркето // Абегян М. Собр. соч. Ереван: Изд-во АН, 1975. Т. 7. 602 с. (на арм. яз.)

Ананикян М. Мифы Армении. М.: Центрполиграф, 2010. 190 с.

Андреев Н. П. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне. Л.: Гос. Рус. геогр. об-во, 1929. 120 с.

АНС – Армянские народные сказки. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР. 1959. Т. 2. 659 с.; 1962. Т. 3. 672 с.; 1979. Т. 7. 768 с.; 1977. Т. 8. 904 с. (на арм. яз.)

АС – Армянские сказки / Пер. Я. Хачатурянца, М. Шагинян. 2-е изд. Л.: Academia, 1933. 384 с.

Афанасьев Н. Народные русские сказки: В 5 т. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2008. Т. 2. 320 с.

Баринг-Гоулд С. Мифы и легенды Средневековья / Пер с англ. И. Б. Куликовой <Гл. 19. Мелюзина>. М.: Центрполиграф, 2009. URL: https://loveread.ec/view_ global.php?id=74071 (дата обращения 10.16.2021).

Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М.: Наука, 1976. 278 с.

Кешишян М. С. О семасиологии орнаментов бронзовых поясов // Вестник общественных наук. 2007. No 2. С. 248–256. (на арм. яз.)

Лалаян Е. Провинция Новый Баязет // Этнографический журнал (Тифлис). 1908. Кн. 17. С. 86–125. (на арм. яз.).

Лалаян Е. Варанда // Этнографический журнал (Тифлис). 1897. Кн. 2. С. 4–244. (на арм. яз.)

Мелик-Пашаян К. В. Культ богини Анаит. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1963. 164 с. (на арм. яз.)

Петросян Э. Боги и ритуалы Древней Армении. Ереван, 2004. С. 30–31.

Ремизов А. М. Собр. соч.: В 10 т. М.: Рус. кн., 2001. Т. 6: Лимонарь. 784 с.

СУС – Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка. Л.: Наука, 1979. 437 с.

Шахазиз Е. Новый Нахиджеван и новонахиджеванцы // Этнографический журнал (Тифлис). 1902. Кн. 9. С. 5–82. (на арм. яз.)

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН