Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology)
ISSN 2713–3133 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для литературоведов и фольклористов
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Заметки к изучению Эдипова сюжета (вопросы генезиса, эволюции, типологии)

Авторы: Маргарита Николаевна Климова

В рубрике Сюжет в литературе и фольклоре

Выпуск 2, 2021Страницы 16-31
УДК: 82: 821.161.1DOI: 10.25205/2410-7883-2021-2-16-31

Аннотация: Эдипов сюжет, основу которого составляет судьба невольного отцеубийцы и кровосмесителя, – один из самых известных в мировой литературе и фольклоре. Объяснить историю Эдипа и ее сюжетообразующий мотив инцеста пытались представители разных наук – от историков и этнографов до психоаналитиков, но правильно понять и адекватно описать это «многослойное» и изменчивое во времени явление помогут лишь его междисциплинарные исследования. Размышляя над классической работой В. Я. Проппа «Эдип в свете фольклора» (1944), автор статьи предлагает свой опыт структурного анализа знаменитого сюжета, незавершенный предшественником-фольклористом в условиях борьбы с «формализмом» в науке. Нуждается в исторических уточнениях и предложенная Проппом типология обработок сюжета, ибо из-за вневременного подхода ученого к анализируемым материалам она не позволяет судить о его реальной эволюции. Между тем в своем развитии Эдипов сюжет прошел несколько этапов. Его архаичная основа в сказочном виде отражала историческую борьбу разных форм престолонаследования. Ставшая для античного сознания одним из примеров непреодолимой силы рока, история Эдипа обрела свое этическое измерение в трагедиях Софокла. В Средние века она была переосмыслена в духе христианского учения о покаянии и отпущении грехов, став основой ряда легенд о «грешных святых», но позднее утратила актуальность на фоне католической торговли индульгенциями и развития идеи предопределенности у протестантов. Особый малоизученный этап эволюции Эдипова сюжета – период его бытования в России. К восточным славянам он пришел через польское посредство лишь на исходе Средневековья сразу в нескольких версиях и представлен в русской рукописной традиции группой повестей о кровосмесителе. Эти повести активно переписывались на протяжении трех столетий, ушли в восточнославянский фольклор и отразились в произведениях новой русской литературы.

Ключевые слова: международные сюжеты, Эдипов сюжет, инцест, архаичные формы престолонаследования, христианство и литература, древнерусская литература, компаративистика

Список использованной литературы:

Аверинцев С. С. К истолкованию символики мифа об Эдипе // Античность со-временность: К 80-летию Ф. А. Петровского. М., 1972. С. 90–102.

Бурыкин А. А. Эдип в свете этнографии. Хантыйские сказки и древнегреческий миф // Вестник угроведения. 2014. № 3 (18). С. 17–27.

Великовский И. Эдип и Эхнатон. Ростов н/Д, 1996. 606 с.

Горелов Н. «Эдип в свете фольклора» через пятьдесят лет // Кунсткамера: Этнографические тетради. СПб., 1995. Вып. 8–9. С. 323–326.

Грабарь-Пассек М. Е. Средневековая латинская поэма о Понтии Пилате // Античность и современность: К 80-летию. Ф. А. Петровского. М., 1972. С. 410–417.

Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М.: Прогресс, 1992. 620 c.

Гудзий Н. К. К легендам о Иуде Предателе и Андрее Критском // Русский филологический вестник (Варшава). 1915. № 1. С. 3–304.

Истоки русской беллетристики: Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. Л.: Наука, 1970. 597 с.

Климова М. Н. Особая редакция Сказания Иеронима о Иуде Предателе // Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма. Новосибирск, 1990. С. 123–128.

Климова М. Н. Великий канон Андрея Критского как источник его апокрифического жития // Общественное сознание населения России по отечественным нарративным источникам XVI–XX вв. Новосибирск, 2006. С. 107–117.

Книга Иуды: Антология. СПб.: Амфора, 2006. 430 с.

Левинтон Г. А. Инцест // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 1980. Т. 1. С. 545–547.

Между Эдипом и Озирисом: становление психоаналитической концепции ми-фа. Львов: Инициатива; Москва: Совершенство, 1998. 512 с.

Назаревский А. А. Библиография древнерусской повести. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1955. 192 с.

Пропп В. Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. М.: Наука, 1976. 325 с.

Ромодановская Е. К. Римские Деяния на Руси: Вопросы текстологии и русификации. М.: Индрик, 2009. 966 с.

Сербские народные песни и сказки из сборника Вука Стефановича Караджича. М., 1987.

Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып. 2, ч. 2; 1998. Вып. 3, ч. 3.

Соловьев С. Историко-литературные этюды: к легендам об Иуде-предателе. Харьков, 1895. Вып. 1.

Ярхо В. Н. «Эдипов комплекс» и «Царь Эдип» Софокла (О некоторых психоаналитических интерпретациях древнегреческой трагедии) // Вопросы литературы. 1976. № 10. С. 189–213.

Ellstein Y. The Gregorius Legend: Its Versions and Its Metamorphosis in the Hassidic Tale // Fabula. 1986. Bd. 27, Ht. 3–4. S. 195–215.

Kroes H. W. J. Die Gregoriuslegende // Neophilologus. 1954. № 38. S. 169–175.

Sparnaay H. Zum Gregorius // Neophilologus. 1955. № 39. S. 16–23.

Thompson S. The types of the folktale. A classification and bibliography. Antti Aarne’s “Verzeichnis der Märchentypen” (FFC № 3) translated and enlarged. Helsinki, 1964.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН