Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology)
ISSN 2713–3133 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для литературоведов и фольклористов
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Персонажи легенд о демоне, вредящем деторождению, в армянской, южнославянской традициях и в авторском тексте А. Ремизова

Авторы: Эгине Артаковна Саакян

В рубрике Сюжет в литературе и фольклоре

Выпуск 2, 2021Страницы 90-102
УДК: 398.21 + 398.1 + 392.2 + 811.19 + 811.35DOI: 10.25205/2410-7883-2021-2-90-102

Аннотация:

В южнославянской Сисиниевой легенде и в авторской обработке легенды А. Ремизовым в качестве демона, вредящего роженицам, выступает Вещтица (Вещица), в армянском фольклоре данная функция отводится, в основном, демонам ал и тпха.

Гог и Магога, пытаясь спасти от дьявола последнего, седьмого, оставшегося в живых ребенка, построили «башню из мрамора, оковали ее гвоздием железным и залили оловом». Решили спрятать царевну в башне, пока ребенок не подрастет. В связи с данным эпизодом представляет интерес поверье, распространенное у многих народов, по которому, чтобы защитить роженицу от алов, ее во время родов окружали железными предметами. Например, древние армяне прикалывали булавку к одежде или постели роженицы или ребенка, вешали над колыбелью меч и т. п.

В текстах отмечаются погодные условия – буря, зима, ливень, вьюга, которые способствуют тому, чтобы впустить Сисиния в дом. Связь непогоды, в частности бури, с демонами ярко прослеживается и в армянской, и в славянской традиции.

Море является пристанищем дьявола как в армянской и арамейской, так и в греческой традиции: только в эфиопских текстах вместо моря выступает сад как место обитания и убежище Верзильи. В восточнославянских молитвах из моря выходят трясавицы, при этом оно вздымается. Вместо традиционной для славянских версий ловли Сисинием демона из моря с помощью удочки / сети А. Ремизовым представлена характерная скорее для армянских преданий встреча святого и демоницы в пустыне.

Нами установлено сходство Вещицы с демонами алами из армянского фольклора, которые описываются как антропозооморфные существа с горящими или стеклянными глазами.

Для сравнительно-сопоставительного анализа списков имен демонов мы рассмотрели мифонимы, выявленные в славянских (точнее, в интересующей нас южнославянской ветви), армянских и ремизовской версиях текстов Сисиниевой легенды.

Первая группа – мифонимы демонов, состоит из имен демонов, ведьм и колдунов; вторая группа – мифонимы, производные от слов, указывающих на вредительство демонов (образованные преимущественно от глаголов). Особое место (вторая группа) отводится мифонимам, со значением, «нанесения ущерба детям». Третья группа названий указывает на связь Вещтицы с атмосферными явлениями. Четвертая – мифонимы, указывающие на оборотничество и способность демонов к превращениям. Пятая – названия болезней и их симптомов. Шестая группа – оценочные имена.

Перечень имен демона в тексте А. Ремизова состоит из тринадцати мифонимов, которые больше напоминают имена трясавиц или грешников / грехов, причем все они исключительно женского рода.

Ключевые слова: святой Сисиний, Мелетина, Магога, мифонимы демонов, Вещица, Мора, трясавицы, ал и тпха, тератоморфный облик

Список использованной литературы:

Агапкина Т. А. Сисинева молитва у южных славян // Сисиниева легенда в фольклорных и рукописных традициях Ближнего Востока, Балкан и Восточной Европы. М.: Индрик, 2017. С. 373–507.

Арутюнян С. Армянские заговоры и народные молитвы. Ереван, 2006. (на арм. яз.).

Ачарян Гр. Этимологический коренной словарь армянского языка. Ереван, 1971. (на арм. яз.)

Мансветов И. Д. Византийский материал для сказания о двенадцати трясавицах // Древности: Тр. Имп. Моск. археол. об-ва. М., 1881. Т. 9, вып. 1. С. 24–36.

Ремизов А. М. Собр. соч.: В 10 т. М.: Рус. книга, 2001. Т. 6: Лимонарь. 784 с.

Скок П. Etimologijski rječnik hrvatskoga ili srpskoga jezika. Загреб, 1971. Т. 1. (на хорв. яз.)

СУС – Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка. Л.: Наука, 1979. 437 с.

Тадевосян Т. В., Коцинян Ш. К. Армянские амулеты и заговоры против ала и тпхи и Сисиниева легенда // Сисиниева легенда в фольклорных и рукописных традициях Ближнего Востока, Балкан и Восточной Европы. М.: Индрик, 2017. С. 327–373.

Топорков А. Л. Заключение // Сисиниева легенда в фольклорных и рукописных традициях Ближнего Востока, Балкан и Восточной Европы. М.: Индрик, 2017. С. 771–793.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. М.: Прогресс, 1986. Т. 1. 574 с.; Т. 2. 672 с.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН