Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology)
ISSN 2713–3133 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для литературоведов и фольклористов
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Сюжетообразующие мотивы в книгах К. Сергиенко

Авторы: Олег Николаевич Владимиров

В рубрике Сюжет в литературе и фольклоре

Выпуск 2, 2021Страницы 103-115
УДК: 821.161.1DOI: 10.25205/2410-7883-2021-2-103-115

Аннотация:

Фабулы книг К. Сергиенко составляют странствия героев, как правило, рассказчиков и участников событий личной и национальной истории. В повестях для подростков приключения героев имеют характер их инициации («Кеес Адмирал Тюльпанов», «Увези нас, Пегас!», «Тетрадь в сафьяновом переплёте») или соответствуют генетически с ней связанному сюжету о блудном сыне («Дом на горе»). В обоих случаях свобода передвижения героев во многом мотивирована их сиротством.

Чаще всего главные герои, юные и взрослые, путешествует инкогнито. Этот мотив вводится в первой повести и становится одним из сюжетообразующих. Обязательная составляющая почти всех книг – загадка женского персонажа. В «Бородинском пробуждении» тайн несколько: для главного героя – тайна Берестова; он сам, ставший Берестовым в событиях накануне и во время Бородина и не называющий себя в настоящем времени; тайна Наташи; мистификация Леппиха. Инкогнито странствует безымянный герой «Белого ронделя». В этом же ряду и тайна происхождения Насти, так и оставшаяся для нее тайной («Тетрадь…»). «Загадочны» героини в «Доме на горе». Остается не известной читателю предыстория появления Гордого в овраге («До свидания, овраг»). В некоторых повестях с тайной героя связана тайна места. Герои странствуют со спутниками – Кеес и Рыжий Лис, Почивалов и Осоргин, Берестов и Листов, Майк и Моррис, господин Сочинитель и сударь Котёнок и др.

В комплекс обязательных мотивов в исторической прозе Сергиенко, обозначенных в «Кеесе…», входит мотив ответственности героя за судьбу страны («Бородинское пробуждение», «Ксения» и др.). С этим мотивом связан мотив мечты героев о земле обетованной, идеальном городе и мотив жертвенности.

Тюльпан в первой повести, еще не известный голландцам, обернется цветком с его чудодейственными свойствами в ряде произведений. Цветочно-букетный мотив особо значим в «Доме на горе». В этой же повести на передний план выходит и другой мотив прозы Сергиенко – звездный. Некоторые из периферийных мотивов становятся ведущими в отдельных книгах (мотивы малинового берета, Голландии, Моцарта и Сальери и др.).

Бездомье, неустойчивость существования героев дает им возможность самореализации, хронике событий – перерасти в биографию, а потом и в автобиографию. В основе большинства произведений Сергиенко – сюжеты плутовского, рыцарского романа и романа воспитания, осложненные другими сюжетами. Повесть «Фарфоровая голова» свидетельствует о поисках писателем новых путей в сюжетостроении, вызванных пере- осмыслением романтической позиции борьбы с хаотической действительностью и возвышения над ней.

Ключевые слова: К. Сергиенко, сюжет, мотив, формы повествования, автор и герой

Список использованной литературы:

Бахревский В. «Пейзаж вечерний осенен догадкой…» // Сергиенко К. К. Боро-динское пробуждение: Повесть. М.: Дет. лит., 1990. С. 5–12.

Вахеметса Айгар. Послесловие // Сергиенко К. К. Белый рондель: Повесть-легенда. М.: Дет. лит., 1983. С. 244–247.

Лихачёв Д. С. Размышления над романом Б. Л. Пастернака // Пастернак Б. Л. Доктор Живаго. Роман. Повести. Фрагменты прозы. М.: Сов. писатель, 1989. 468 с.

Семь старых французских сказок / Пер. с фр. К. А. Рыбникова; лит. обработка К. К. Рыбникова. М.: Гелиос АРВ, 2019. 152 с.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН