Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: Две версии предательства Иуды: Сказание Иеронима и «Трагедия о Иуде, принце искариотском» А. М. Ремизова Авторы: Климова М. Н. В рубрике Сюжет в литературе и фольклоре
Аннотация: Восприятие Иуды Искариота в мировой культуре неоднократно менялось. Скупые сведения о нем у евангелистов обрастали в средневековых апокрифах причудливыми эпизодами, дополнявшими Писание или спорившими с ним, у авторов же Нового времени образ ученика-предателя нередко подвергался углубленной рефлексии, усложнению и даже частичной «реабилитации». Крайние точки в спектре возможных трактовок главного евангельского злодея выявляет сравнение пьесы А. М. Ремизова «Трагедия о Иуде, принце искариотском» (1909) с ее источником – древнерусским Сказанием Иеронима о Иуде Предателе. По мысли автора Сказания, его содержание должно было доказать врожденную порочность будущего предателя Мессии, ибо жизненный путь его еще до встречи с Учителем был обременен злодеяниями Каина и Эдипа. Но однозначно негативной оценке Иуды в этом сочинении препятствовала средневековая традиция использования Эдипова сюжета в качестве иллюстрации христианского догмата о покаянии и искуплении, кроме того, в тексте памятника былые прегрешения Иуды-апостола были отпущены ему Христом. Это внутреннее противоречие создавало пред-посылки для возможной «реабилитации» заглавного персонажа Сказания, хотя слабая вариативность этого сухого и схематичного текста охранялась его сюжетной близостью к событиям Священной истории. В пьесе А. М. Ремизова с ее фольклорной стихией, ярким национальным колоритом и сложной любовной интригой не только преодолен схематизм первоисточника, но и сознательно укрупнен образ заглавного персонажа, превращенного в героя трагедии рока. Переосмыслено в пьесе и предательство Иуды, странно симметричное здесь искупительной жертве Христа. Гонимый судьбой принц Иуда, даже не обсуждая возможного пути покаяния, добровольно жертвовал бессмертием души ради спасения человечества. В этой странной версии евангельского предательства отразилось не только влияние популярных тогда идей гностицизма, но и широко обсуждаемые русским обществом нравственные проблемы, связанные с деятельностью сторонников революционного террора. Ключевые слова: Новый Завет, евангельские сюжеты и мотивы, Иуда Искариот, апокрифы, гностицизм, Эдипов сюжет, христианство и литература, древнерусская литература, русская литература Список использованной литературы: Аверинцев С. С. Иуда Искариот // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев. М., 1980. Т. 1. С. 580-581. Волошин М. А. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников. М.: Правда, 1991. 478 с. Волошин М. А. Евангелие от Иуды // Наука и религия. 1992. № 2. С. 18-19. Грачева А. М. Алексей Ремизов и древнерусская культура. СПб., 2000. 369 с. Дмитриева Р. П. «Повесть о Петре и Февронии» в пересказе А. М. Ремизова // ТОДРЛ. 1971. Т. 26. С. 155-176. Иезуитова Л. А. Три Иуды в русской литературе Серебряного века: Л. Андре¬ев, М. Волошин, А. Ремизов // Алексей Ремизов: Исследования и материалы. СПб.; Салерно, 2003. С. 55-68. Иуда // Православная энциклопедия. М., 2012. Т. 28. С. 380-389. Иуда Искариот // Православная энциклопедия. М., 2012. Т. 28. С. 390-400. Климова М. Н. Особая редакция Сказания Иеронима о Иуде Предателе // Об¬щественное соз-нание, книжность, литература периода феодализма. Новосибирск, 1990. С. 123-128. Климова М. Н. «Трагедия о Иуде, принце искариотском» А. М. Ремизова и ее древнерусский источник // Роль традиции в литературной жизни эпохи: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е. К. Ромодановская, Ю. В. Шатин. Новосибирск, 1995. С. 85-101. Книга Иуды: Антология / Сост., предисл. и коммент. С. А. Ершова. СПб.: Ам¬фора, 2006. 430 с. (Александрийская библиотека) Кодрянская Н. Алексей Ремизов. Париж, 1959. Косидовский З. Сказания евангелистов. М., 1977. Кузмин М. А. Условности: Статьи об искусстве. Пг., 1923. Купченко В. Подвиг высшего смирения // Наука и религия. 1992. № 2. С. 16-17. Лурье Я. С. А. М. Ремизов и древнерусский «Стефанит и Ихнилат» // Русская литература. 1966. № 4. С. 176-179. НямцуА. Е. Новый Завет и мировая литература. Черновцы, 1993. 243 с. Пигин А. В. Повесть А. М. Ремизова «Соломония Бесноватая» и ее древнерус¬ский источник // Русская литература. 1989. № 2. С. 114-130. Пропп В. Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. М., 1976. 325 с. Ремизов А. М. Трагедия о Иуде, принце Искариотском. Пг., 1919. Розанов Ю. В. Драматургия Алексея Ремизова и проблем стилизации в рус¬ской литературе начала XX века: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Вологда, 1994. Розанов Ю. В. Иуда Искариот в трактовке Алексея Ремизова // Библейские мо¬тивы и образы в русской литературе: Материалы в помощь студентам и учителям. Вологда, 1995. С. 43-51. Соловьев С. Историко-литературные этюды: к легендам об Иуде-предателе. Харьков, 1895. Вып. 1. Четина Е. М. Евангельские образы, сюжеты, мотивы в художественной куль¬туре: Проблемы интерпретации. М.: Флинта: Наука, 1998. 102 с. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |