Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: Рассказ Исаака Бабеля «Ди Грассо»: источники сюжета и проблемы комментирования Авторы: Погорельская Е. И. В рубрике Сюжет в литературе и фольклоре
Аннотация: Статья посвящена эдиционным проблемам рассказа И. Бабеля «Ди Грассо», а именно историко-литературному и реальному комментарию к этому произведению. Выясняется, какие события послужили источником как для всего рассказа, так и для его центрального эпизода - спектакля сицилийского трагика и его труппы на подмостках Городского театра в Одессе. Приводятся газетные репортажи и свидетельства современников, которые содержат описания кажущегося фантастическим театрального приема, примененного Джованни Грассо в этом спектакле. «Ди Грассо» можно отнести к условно автобиографическим рассказам писателя о детстве. Как и герою-повествователю рассказа, Бабелю во время гастролей Джованни Грассо в Одессе было 14 лет. Сохранились страницы из его записной книжки этого периода, куда он заносил среди прочего сведения о театральных спектаклях, на которых побывал. 1 декабря 1908 г. юный Бабель присутствовал на спектакле «Проклятие» по пьесе Луиджи Капуаны, 5 декабря - на спектакле «Гражданская смерть» Паоло Джакометти («Семья преступника» в переводе А. Н. Островского). В основе изображенного в рассказе прыжка ди Грассо лежит сцена из спектакля «Феодализм» по пьесе Анхела Гимеры «Долина». Однако в целом сюжет спектакля у Бабеля с «Феодализмом» не совпадает. Использовав отчасти фабулу «Проклятия» и, возможно, «Сельской чести» Джованни Верги, все ос¬тальное, кроме прыжка и «перекусывания» горла соперника, писатель, вероятнее всего, просто придумал. В рассказе говорится об отзыве газеты «Одесские новости» о Грассо как о самом удивительном актере столетия. 2 декабря 1908 г. «Одесские новости», освещавшие гастроли итальянской труппы, поместили отчет о первом спектакле «Про¬клятие», который действительно содержал весьма высокую оценку игры Грассо. Гастрольный репертуар итальянцев в Одессе не совпадает с названным в рассказе Бабеля: «Король Лир» и «Отелло» Шекспира, «Гражданская смерть» Джакометти и «Нахлебник» Тургенева. Из перечисленного в репертуаре Грассо были только «Отелло» и «Гражданская смерть», но «Отелло» в Одессе не исполнялся. Благодаря публикациям в газете «Одесский листок» известны спектакли, сыгранные в Одессе: «Проклятие» (1 декабря), «Феодализм» (2 декабря), «Око за око» (3 декабря), «Гражданская смерть» (5 декабря). Ключевые слова: Исаак Бабель, Джованни Грассо, рассказ, сюжет, реальный комментарий, театр, репертуар, сценический прием Список использованной литературы: Александровский И. Театральные заметки (Гастроли сицилийской труппы) // Одесский листок. 1908. 2 дек. (№ 276). С. 4; 3 дек. (№ 277). С. 4; 4 дек. (№ 278). С. 4; 6 дек. (№ 280). С. 4. Бабель И. Э. «Детство» и другие рассказы / Подгот. текста, коммент. и библио¬графия Э. Зихера, послесл. С. Маркиша. [Иерусалим]: Библиотека-Алия, 1979. 407 с. Бабель И. Э. Собр. соч.: В 4 т. / Сост. и примеч. И. Н. Сухих. М.: Время, 2006. Бабель И. Э. Письма другу: Из архива И. Л. Лившица / Сост., подгот. текста, коммент. Е. И. Погорельской. М.: Три квадрата, 2007. 160 c. Бабель И. Э. Рассказы / Сост., подгот. текстов, коммент., послесл. Е. И. Погорельской. СПб.: Вита Нова, 2014. 656 с. Бебутов В. М. Неутомимый новатор // Встречи с Мейерхольдом: Сб. воспоминаний. М.: Всероссийское театральное общество, 1967. С. 67-83. Гладков А. К. Театр: Воспоминания и размышления. М.: Искусство, 1980. 463 с. Голубовский Е. М. Исаак Бабель: «Я ничего не выдумываю» // Дерибасовская - Ришельевская. 2008. № 34. С. 41-43. Горький М. Полн. собр. соч. Письма: В 24 т. М.: Наука, 2001. Т. 8. Дон-Аминадо. Поезд на третьем пути. М.: Проза и К, 2018. Леопольд Антонович Сулержицкий: [Сб. материалов]. М.: Искусство, 1970. 707 с. Луначарский А. В. О театре и драматургии: Избранные статьи: В 2 т. М.: Ис¬кусство, 1958. Т. 2: Западноевропейский театр. 707 с. О. Л. Гастроли де-Грассо // Одесские новости. 1908. 2 дек. (№ 7684). С. 4. Орлов А. С. Пыль кулис. Воспоминания о театре. Харбин: Изд-во М. В. Зайце¬ва, 1934. Проклятие (Malia). Сицилийская драма в 3 действиях Л. Капуана: [Либретто]. СПб.: Изд. Музыкально-театральной библиотеки В. К. Травского, [1908]. С. 2. Театральная энциклопедия: В 5 т. / Гл. ред. С. С. Мокульский (т. 1), П. А. Марков (т. 2-5). М.: Сов. энциклопедия, 1963. Т. 2. Цивьян Ю. Г. Прыжок на грудь в литературе и на сцене // Laurea Lorae: Сб. памяти Ларисы Георгиевны Степановой. СПб.: Нестор-История, 2011. С. 560-578. Черкасский С. Д. Двуликий Джованни Грассо и его великие зрители, или О том, что же именно Мейерхольд, Станиславский и Страсберг «своровали» у сицилийского актера // Театрон: Научный альманах. 2014. № 1 (13). С. 4-17. Freidin G. Fat Tuesday in Odessa: Isaak Babel’s “Di Grasso” as Testament and Manifesto // Russian Review. 1981. No. 40.2. P. 101-119. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |