Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: Сюжет повести Ю. Трифонова «Дом на набережной» и его биографический подтекст: Левка Шулепников и Михаил Демин Авторы: Кириенко А. Ю. В рубрике Сюжет в литературе и фольклоре
Аннотация: Рассматривается история взаимоотношений Ю. В. Трифонова и его двоюродного брата Георгия Евгеньевича Трифонова (известного под псевдонимом Михаил Демин), которая во многом дополняет представления о формировании сюжетной линии, связанной в повести «Дом на набережной» с Левкой Шулепниковым, одним из главных ее персонажей. Образы Георгия Трифонова и его близких нашли отражение в знаменитой повести, где, как известно, Ю. Трифонов многое рассказал о себе и своем детстве. Прототипы целого ряда персонажей (Антона Овчинникова, Сони Ганчук, профессора Ганчука) давно определены в работах Е. Гофмана, М. П. Коршунова и В. Р. Тереховой, К. Де Магд-Соэп и др. исследователей. Но биографический подтекст Левки Шулепникова так и остается не проясненным - предположение М. П. Коршунова о том, что его прообразом можно считать Сергея Савицкого, приятеля детства Трифонова, чья история жизни действительно похожа на историю Шулепникова, отчасти опровергается самим же Коршуновым, признавшим, что характер Савицкого совсем не похож на характер Шулепникова. Однако никто из исследователей Трифонова не обратил внимания на присутствие и значение в его жизни такого человека, как Георгий Трифонов. А ведь именно Г еоргий оказался своеобразным двойником Ю. Трифонова на Западе, куда уехал в 1968 г. и пре-вратился в советского невозвращенца. Факты, связанные с жизнью Георгия Трифонова (Михаила Демина), остаются явно недооцененными в посвященном Ю. Трифонову ли-тературоведческом дискурсе, хотя о Г. Трифонове довольно подробно писала в мемуарах О. Ю. Трифонова-Тангян, дочь Ю. Трифонова. Между тем непростая судьба и непростой характер Георгия Трифонова, сформированные в детском возрасте интеллигентной и просвещенной семьей, а затем деформированные безотцовщиной, тюрьмой, войной, криминальной средой, множественными арестами и лагерями, не могли не повлиять на создание художественного образа Шулепникова. Ключевые слова: сюжет, сюжетная линия, Юрий Трифонов, «Дом на набережной», Михаил Демин, Радио Свобода, Георгий Черкасов Список использованной литературы: Демин М. Блатной. Новосибирск, 1994. 352 с. Демин М. Рыжий дьявол. М.: Центрполиграф, 2018б. 351 с. Демин М. Таежный бродяга. М.: Центрполиграф, 2018а. 319 с. Гофман Е. Повесть с тройным дном // Знамя. 2021. № 2. С. 196-214. Коршунов М. П., Терехова В. Тайны и легенды Дома на набережной. М.: СЛО¬ВО / SLOVO, 2002. 400 с. Коршунов М. П., Терехова В. Подземный ход в Кремль // Вокруг света. 1993. № 4. С. 8-15; № 5. С. 22-27; № 6. С. 6-9. Магд-Соэп К. де Юрий Трифонов и драма русской интеллигенции / Пер. с англ. под ред. М. А. Литовской. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1997. 240 с. Трифонова-Тангян О. Ю. Михаил Демин vs Юрий Трифонов: В 3 ч. // Интер¬нет-журнал «Чайка». Люди и время. Мемуары. 2018. URL: https://www.chayka.org/ (дата обращения 30.03.2022). Трифонов Ю. В. Отблеск костра. Исчезновение: Документальная повесть, ро¬ман. М.: Сов. писатель, 1988а. 304 с. Трифонов Ю. В. Дом на набережной. М.: Известия, 1988б. 540 с. Шитов А. Юрий Трифонов. Хроника жизни и творчества. 1925-1981. Екате¬ринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1997. 798 с. Юрий Трифонов. Отблеск личности / Сост. Н. Г. Катаева. М.: Галерия, 2015. 464 с. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |