Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: Реализация сюжета перехода в рассказе Н. Тэффи «И времени не стало» Авторы: Наталья Владимировна Прусакова В рубрике Литературная жизнь сюжета
Аннотация: Предлагается один из вариантов трактовки рассказа Н. Тэффи «И времени не стало». С опорой на анализ способов преодоления автором линейного повествования выдвигается гипотеза о реализации в рассказе сюжета перехода. Такой тип сюжета толкуется как пересечение героем границы между жизнью и смертью, проживания им опыта умирания. Данная версия поддерживается библейскими, мифологическими и литературными аллюзиями, связанными с предсмертным/посмертным состоянием героя. Произведение рассматривается в контексте общемирового мифа о посмертных странствиях души, содержащего определенные представления об обязательных участниках, атрибутах и символах похоронного обряда, топографии царства мертвых. Сюжет перехода по аналогии со стадиями обряда перехода, описанными Арнольдом ван Геннепом, разделен на три обязательных эпизода – отделение, переходный этап и включение. Отделение – вынос покойника из дома, т. е. перенесение через порог, знаменует у Тэффи выход из «домика». Переходный (лиминальный) этап – начало странствий души. Субъект при этом приобретает черты двойственности. У Тэффи эта фаза отмечена возвратно-поступательным движением от условного настоящего в прошлое и обратно. Героиня (или ее душа) находится «ни там, ни сям». Этап включения – окончательное приобщение героини к миру мертвых – в сюжете обозначается исчезновением Охотника, выполнившим свою функцию психопомпа, умиротворенным светлым состоянием души героини. Указанные этапы соотносятся не только с композицией, но и с семантикой эпизодов рассказа. Так, прежде всего об этом свидетельствует само название произведения «И времени не стало», говорящее о некоем вневременном существовании. Помимо этого, мотивы переходности вводятся в произведение благодаря целому ряду деталей, которые в силу своей архетипичности носят символический характер: преобладание белого цвета, хтоническая природа персонажей (старуха и Охотник) и животных, связь объектов предметного мира с похоронным обрядом. Помимо рассмотрения мифологемы о пути души в загробный мир в статье приводятся обнаруженные в тексте следы солярного мифа, понимаемого как бесконечный жизненный цикл, чередование умирания и возрождения. Ключевые слова: Тэффи, сюжет перехода, смерть как сюжет, протокол умирания, посмертный опыт души, загробный мир, граница между жизнью и смертью, обряд погребения, похороны, солярный миф Список использованной литературы: Баженова В. В. Образы мирового древа и древа жизни в русской культуре // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2020. № 4 (36). C. 113–123. Бугаева Л. Д. Художественный нарратив и структуры опыта: сюжет перехода в русской литературе Новейшего времени: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. СПб., 2012. 42 с. Геннеп А. ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М.: Вост. лит. РАН, 1999. 198 c. Голубкова О. В. Орнитоморфная символика похоронного обряда в локальных вариантах славянских культовых традиций // Проблемы истории, филологии, культуры. 2009. № 1 (23). С. 551–564. Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М.: Индрик, 1997. 912 с. Денисова И. М. «Ступай к этому древу лазоревому, влезь на него» (к вопросу об образе дерева в русских сказках) // Этнографическое обозрение. 2012. № 6. С. 43–59. Левкиевская Е. Е. Представления о «том свете» у восточных славян // Славянский альманах. 2004. № 2003. C. 342–367. Лотман Ю. М. Смерть как проблема сюжета // Studies in Slavic Literature and Poetics. Amsterdam; Atlanta, 1993. Vol. 20: Literary Tradition and Practice in Russian Culture. URL: http://vivovoco.astronet.ru/vv/papers/lotman/lotman06.htm (дата обращения 16.12.2021). Макарий Александрийский св. О исходе душ праведников и грешников, то есть каким образом они разлучаются с телом и в каком состоянии пребывают // Христианское чтение. 1831. Ч. 43. С. 123–131. Морозова Т. П. Конь-солнце в славянской языческой мифологии // Вестник славянских культур. 2019. № 52. С. 53–64. Никольский Н. М. Дохристианские обряды и верования днепровских славян. М.: Мосполиграф, 1929. 36 с. Прусакова Н. В. Категория времени в поэтике Тэффи: опыт анализа рассказа «И времени не стало» // INIТIUM. Художественная литература: опыт современного прочтения: Сб. ст. молодых ученых. Екатеринбург: УГИ УрФУ, 2020. Вып. 3. С. 53–57. Реутин М. Ю. Пляска смерти // Словарь средневековой культуры. М., 2003. С. 360–364. Сабо Т. Двойная динамика сюжета в произведениях Л. Улицкой «Веселые похороны» и «Искренне ваш Шурик» // Studia Slavica Savariensia. 2016. № 1–2. С. 397–404. Стельник Е. В. Путешествие в «Мир иной»: образ Харона / Хароса в культуре и религиозном сознании византийского общества: Дис. … канд. ист. наук. Волгоград, 2016. 357 с. Турышева О. Н. Сюжет перехода в новелле Ф. Кафки «Превращение» // Научный диалог. 2020. № 3. С. 265–282. Юрчук Л. А. Псковские легенды об обмирании (по материалам фольклорного архива Псковского государственного университета) // Культурный ландшафт пограничья: прошлое, настоящее, будущее: Сб. материалов III Междунар. науч. конф. / Под ред. Н. В. Большаковой, А. Г. Разумовской. Псков, 2020. С. 208–223. Haber E. Teffi. A Life of Letters and of Laughter. London; New York, 2019. 288 p. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |