Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: Роман Константина Сергиенко «Ксения»: контексты прочтения Авторы: Олег Николаевич Владимиров В рубрике Литературная жизнь сюжета
Аннотация: Роман К. Сергиенко «Ксения», обращенный к событиям Смутного времени, рассматривается в таких взаимосвязанных контекстах, как традиции европейской и русской исторической прозы, предшествующие версии сюжета о Лжедмитрии, творчество писателя и его современников. Эти прочтения книги не отменяют внутритекстового ее анализа. К традиционным сюжетообразующим мотивам исторического романа, усвоенным и развитым в «Ксении», относятся странствия и судьба частного человека в кризисную эпоху. В соответствии с этой традицией вымышленный персонаж Михаил Туренев уравнен в книге с подлинными деятелями той эпохи. Его, как и царевну Ксению, автор доводит до эпилога. Центральное место героини в системе персонажей подтверждено и названием книги, и кольцевой композицией – от рождения Ксении и наречения ее этим именем до объявления князем Дмитрием Пожарским имени своей дочери в честь царевны Ксении. По месту и роли в развитии сюжета Самозванец сопоставим с Туреневым и с Ксенией, а не с Шуйским, как у Сумарокова, не с Борисом Годуновым, как в трагедии Пушкина. Призрачность присутствия Лжедмитрия в истории подчеркивается его растроением, обратной градацией, другими приемами. Влияние пушкинской трагедии заметно, в частности, в сквозном персонаже Пронке: у него в конце книги та же роль, что и у юродивого в «Борисе Годунове», – быть «гласом народа». Любовный треугольник, образуемый Ксенией, антиподами Туреневым и Лжедмитрием, напоминает расстановку соответствующих им персонажей в «Димитрии Самозванце», «Капитанской дочке», «Князе Серебряном». Устойчивый в исторической романистике и в творчестве Сергиенко комплекс сюжетообразующих мотивов в романе усложнен оригинальными мотивами. Это мотивы неосуществимых планов, «скрещения» путей героев как проявления осознаваемой ими детерминированности, мотивы любви и творчества. Взаимной любовью, созиданием, участием в защите Отечества преодолевается разрушительная стихия жизни, нереализованность замыслов и достигается искомая героями романа гармония. С этими мотивами соотнесен еще один мотив – покоя в разных значениях, особенно в таком его понимании, как равновесие в природе, долженствующего быть основой гармоничного существования человека в мире. Высокая степень сближения писателя и его протагонистов напоминает о произведениях современников Сергиенко, герои которых принимают абсурдную реальность и находят в себе силы для сопротивления ей. В романе «Ксения», отталкиваясь от предшествующих произведений о российском кризисе начала XVII в. и учитывая традиции исторической прозы и знания о катастрофическом опыте XX в., писатель предлагает свой взгляд на причинно-следственные связи событий Смутного времени. Ключевые слова: К. Сергиенко, «Ксения», исторический роман, межтекстовые связи, сюжет, мотив Список использованной литературы: Бахревский В. «Пейзаж вечерний осенен догадкой…» // Сергиенко К. К. Бородинское пробуждение: Повесть. М.: Дет. лит., 1990. С. 5–12. Владимиров О. Н. Сюжетообразующие мотивы в книгах К. Сергиенко // Сюжетология и сюжетография. 2021. № 2. С. 103–115. DOI 10.25205/2410-7883-2021-2- 103-115 Малкина В. Я. Поэтика исторического романа: Проблема инварианта и типология жанра; на материале русской литературы XIX – начала XX века: Дис. канд. филол. наук. М., 2001. 216 с. Непомнящий В. С. Театр Пушкина // Непомнящий В. С. Собр. трудов: В 5 т. М.: ИЦ МГИК, 2019. Т. 2. 718 с. Сахаров А. Н. Послесловие // Сергиенко К. К. Ксения: Роман. М.: Дет. лит., 1987. С. 311–318. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |