Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology)
ISSN 2713–3133 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для литературоведов и фольклористов
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Роман Константина Сергиенко «Ксения»: контексты прочтения

Авторы: Олег Николаевич Владимиров

В рубрике Литературная жизнь сюжета

Выпуск 1, 2023Страницы 123-138
УДК: 821.161.1DOI: 10.25205/2713-3133-2023-1-123-138

Аннотация:

Роман К. Сергиенко «Ксения», обращенный к событиям Смутного времени, рассматривается в таких взаимосвязанных контекстах, как традиции европейской и русской исторической прозы, предшествующие версии сюжета о Лжедмитрии, творчество писателя и его современников. Эти прочтения книги не отменяют внутритекстового ее анализа. К традиционным сюжетообразующим мотивам исторического романа, усвоенным и развитым в «Ксении», относятся странствия и судьба частного человека в кризисную эпоху. В соответствии с этой традицией вымышленный персонаж Михаил Туренев уравнен в книге с подлинными деятелями той эпохи.

Его, как и царевну Ксению, автор доводит до эпилога. Центральное место героини в системе персонажей подтверждено и названием книги, и кольцевой композицией – от рождения Ксении и наречения ее этим именем до объявления князем Дмитрием Пожарским имени своей дочери в честь царевны Ксении.

По месту и роли в развитии сюжета Самозванец сопоставим с Туреневым и с Ксенией, а не с Шуйским, как у Сумарокова, не с Борисом Годуновым, как в трагедии Пушкина. Призрачность присутствия Лжедмитрия в истории подчеркивается его растроением, обратной градацией, другими приемами. Влияние пушкинской трагедии заметно, в частности, в сквозном персонаже Пронке: у него в конце книги та же роль, что и у юродивого в «Борисе Годунове», – быть «гласом народа».

Любовный треугольник, образуемый Ксенией, антиподами Туреневым и Лжедмитрием, напоминает расстановку соответствующих им персонажей в «Димитрии Самозванце», «Капитанской дочке», «Князе Серебряном».

Устойчивый в исторической романистике и в творчестве Сергиенко комплекс сюжетообразующих мотивов в романе усложнен оригинальными мотивами. Это мотивы неосуществимых планов, «скрещения» путей героев как проявления осознаваемой ими детерминированности, мотивы любви и творчества. Взаимной любовью, созиданием, участием в защите Отечества преодолевается разрушительная стихия жизни, нереализованность замыслов и достигается искомая героями романа гармония. С этими мотивами соотнесен еще один мотив – покоя в разных значениях, особенно в таком его понимании, как равновесие в природе, долженствующего быть основой гармоничного существования человека в мире.

Высокая степень сближения писателя и его протагонистов напоминает о произведениях современников Сергиенко, герои которых принимают абсурдную реальность и находят в себе силы для сопротивления ей.

В романе «Ксения», отталкиваясь от предшествующих произведений о российском кризисе начала XVII в. и учитывая традиции исторической прозы и знания о катастрофическом опыте XX в., писатель предлагает свой взгляд на причинно-следственные связи событий Смутного времени.

Ключевые слова: К. Сергиенко, «Ксения», исторический роман, межтекстовые связи, сюжет, мотив

Список использованной литературы:

Бахревский В. «Пейзаж вечерний осенен догадкой…» // Сергиенко К. К. Бородинское пробуждение: Повесть. М.: Дет. лит., 1990. С. 5–12.

Владимиров О. Н. Сюжетообразующие мотивы в книгах К. Сергиенко // Сюжетология и сюжетография. 2021. № 2. С. 103–115. DOI 10.25205/2410-7883-2021-2- 103-115

Малкина В. Я. Поэтика исторического романа: Проблема инварианта и типология жанра; на материале русской литературы XIX – начала XX века: Дис. канд. филол. наук. М., 2001. 216 с.

Непомнящий В. С. Театр Пушкина // Непомнящий В. С. Собр. трудов: В 5 т. М.: ИЦ МГИК, 2019. Т. 2. 718 с.

Сахаров А. Н. Послесловие // Сергиенко К. К. Ксения: Роман. М.: Дет. лит., 1987. С. 311–318.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН