Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology)
ISSN 2713–3133 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для литературоведов и фольклористов
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Между Паном и Серым Волком: дионисийские вариации

Авторы: Илья Владимирович Кузнецов

В рубрике Сюжет в литературе и фольклоре

Выпуск 2, 2023Страницы 91-99
УДК: 82.091DOI: 10.25205/2713-3133-2023-2-91-99

Аннотация:

В романе Мариам Петросян «Дом, в котором…» использована модель двоемирия и задействовано несколько героев-трикстеров – подростков, умеющих уходить в иную реальность, называемую «Лес», а также уводить туда других детей. Парадигмой для такой сюжетной конструкции в европейской литературе, ориентированной на детей и подростков, является книга Д. Барри «Питер Пэн». Ее герой соотнесен с языческим Паном, и он уводит на свой остров мальчиков из обычных семей. Питер Пэн не хочет взрослеть и не знает любви; дети, которых он забирает, должны быть веселыми и бессердечными. Неподвижное время на острове Питера Пэна и отсутствие там любви противопоставляют этот мир христианской культуре, зато приближают к миру языческому – дионисийскому, по выражению Ф. Ницше. Такая конструкция оказалась очень плодотворной в европейской массовой литературе XX и XXI вв. Однако в романе Мариам Петросян, в противоположность этой литературе, образы трикстеров не культивируются. В них сохраняется и показывается оборотническая, темная, опасная природа. Такая трактовка трикстера связана со спецификой русской литературной традиции.

Со времени романтизма, утвердившего модель двоемирия, иной мир в этой традиции обыкновенно представлялся как враждебный человеку. В эпоху модерна модель двоемирия заново обрела актуальность. Это было связано в значительной степени с тем, что эстетика русского модернизма взяла на вооружение ницшеанскую концепцию дионисийства, специфически истолкованного как обращение к почвенной культуре. Однако со стороны традиционно мыслящих писателей такое почвенничество встретило отторжение. Его подверг критике Иван Бунин, в повести «Суходол» противопоставив ему христианство как единственный механизм сохранения культурной памяти. В XXI в. в повестях Елены Чижовой, Ирины Богатыревой, Евгении Некрасовой вновь оказалась актуализирована модель двоемирия с обращением к почвенной культуре. Персонажи иного мира в них изображались как помощники героев, однако при этом небезопасные и чуждые существа. Такая трактовка трикстера близка к образу волшебного помощника в сказке. Именно она получила реализацию в романе Мариам Петросян.

Ключевые слова: Мариам Петросян, двоемирие, трикстер, Фридрих Ницше, дионисийство, Пан, волшебный помощник

Список использованной литературы:

Барри Д. Питер Пэн. М., 2017. 164 с.

Бунин И. А. Избранные произведения. М., 1956. 668 с.

Иванов В. И. Дионис и прадионисийство. СПб., 1994. 344 с.

Кнорре Е. Ю. Образ идеальной революции: «Китежский текст» в творчестве М. Пришвина, С. Есенина, Н. Клюева в период революции и гражданской войны // Перелом 1917 года: революционный контекст русской литературы. Исследования и материалы. М., 2017. С. 247–258.

Кузнецов И. В. Историческая риторика: стратегии русской словесности. М., 2007. 320 с.

Кузнецов И. В. Русская художественная литература: 1840–1890-е годы. Новосибирск, 2020. 244 с.

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. СПб., 2022. 224 с.

Петросян М. Дом, в котором… М., 2015. 960 с.

Пропп В. Я. Морфология сказки. Л., 1928. 152 с.

Смирнов И. П. Смысл как таковой. СПб., 2001. 352 с.

Grimm J. Deutsche Mythologie. Göttingen, 1835. 537 S.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН