Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: Между Паном и Серым Волком: дионисийские вариации Авторы: Илья Владимирович Кузнецов В рубрике Сюжет в литературе и фольклоре
Аннотация: В романе Мариам Петросян «Дом, в котором…» использована модель двоемирия и задействовано несколько героев-трикстеров – подростков, умеющих уходить в иную реальность, называемую «Лес», а также уводить туда других детей. Парадигмой для такой сюжетной конструкции в европейской литературе, ориентированной на детей и подростков, является книга Д. Барри «Питер Пэн». Ее герой соотнесен с языческим Паном, и он уводит на свой остров мальчиков из обычных семей. Питер Пэн не хочет взрослеть и не знает любви; дети, которых он забирает, должны быть веселыми и бессердечными. Неподвижное время на острове Питера Пэна и отсутствие там любви противопоставляют этот мир христианской культуре, зато приближают к миру языческому – дионисийскому, по выражению Ф. Ницше. Такая конструкция оказалась очень плодотворной в европейской массовой литературе XX и XXI вв. Однако в романе Мариам Петросян, в противоположность этой литературе, образы трикстеров не культивируются. В них сохраняется и показывается оборотническая, темная, опасная природа. Такая трактовка трикстера связана со спецификой русской литературной традиции. Со времени романтизма, утвердившего модель двоемирия, иной мир в этой традиции обыкновенно представлялся как враждебный человеку. В эпоху модерна модель двоемирия заново обрела актуальность. Это было связано в значительной степени с тем, что эстетика русского модернизма взяла на вооружение ницшеанскую концепцию дионисийства, специфически истолкованного как обращение к почвенной культуре. Однако со стороны традиционно мыслящих писателей такое почвенничество встретило отторжение. Его подверг критике Иван Бунин, в повести «Суходол» противопоставив ему христианство как единственный механизм сохранения культурной памяти. В XXI в. в повестях Елены Чижовой, Ирины Богатыревой, Евгении Некрасовой вновь оказалась актуализирована модель двоемирия с обращением к почвенной культуре. Персонажи иного мира в них изображались как помощники героев, однако при этом небезопасные и чуждые существа. Такая трактовка трикстера близка к образу волшебного помощника в сказке. Именно она получила реализацию в романе Мариам Петросян. Ключевые слова: Мариам Петросян, двоемирие, трикстер, Фридрих Ницше, дионисийство, Пан, волшебный помощник Список использованной литературы: Барри Д. Питер Пэн. М., 2017. 164 с. Бунин И. А. Избранные произведения. М., 1956. 668 с. Иванов В. И. Дионис и прадионисийство. СПб., 1994. 344 с. Кнорре Е. Ю. Образ идеальной революции: «Китежский текст» в творчестве М. Пришвина, С. Есенина, Н. Клюева в период революции и гражданской войны // Перелом 1917 года: революционный контекст русской литературы. Исследования и материалы. М., 2017. С. 247–258. Кузнецов И. В. Историческая риторика: стратегии русской словесности. М., 2007. 320 с. Кузнецов И. В. Русская художественная литература: 1840–1890-е годы. Новосибирск, 2020. 244 с. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. СПб., 2022. 224 с. Петросян М. Дом, в котором… М., 2015. 960 с. Пропп В. Я. Морфология сказки. Л., 1928. 152 с. Смирнов И. П. Смысл как таковой. СПб., 2001. 352 с. Grimm J. Deutsche Mythologie. Göttingen, 1835. 537 S. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |