Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: «Пиковая дама»: зоны молчания и призрак исторического романа Авторы: Элеонора Илларионовна Худошина В рубрике Литературная жизнь сюжета
Аннотация: «Пиковая дама» Пушкина рассмотрена в статье как две повести в одной: первая – образцовая, в духе Гофмана, фантастическая повесть, очень убедительная с точки зрения «поэтики выразительности» и вполне самостоятельно существующая; вторая – «аналитическая», которая содержит в себе возможности объяснения фантастического сюжета и, следовательно, его «отмены». Сама эта «отмена» уже была сделана автором в другой статье, а данная посвящена ее последствиям: заполнению разного рода пропусков и умолчаний, главным из которых является парижский эпизод. После отмены фантастического сюжета он выходит на первый план и загадывает читателю множество новых загадок. Эта повесть и построена как аналитическая загадка с заранее данными несовместимыми один с другим ответами на вопрос, чем является тайна трех карт (случай, сказка, порошковые карты, шутка). Поскольку тайна эта явлена в «Пиковой даме» трижды, то и удается доказать, что все эти ответы верны в отношении тех или иных эпизодов этой повести. «Отмена» фантастического сюжета преобразует и события, и героев этой повести. Героиней парижского эпизода оказывается не легкомысленная красотка, приехавшая в Париж прожигать жизнь и миллионы своего мужа, а фрейлина и доверенное лицо Екатерины. Именно в этой ее роли она была коротко знакома с графом Сен-Жерменом, который и выручил ее деньгами, придумав для мужа тайну трех карт. В ином свете предстает и история с Чаплицким, проигравшим громадную сумму, «помнится, Зоричу», т. е. фавориту Екатерины. Рассмотрение исторического контекста, к которому отсылает формула «лет шестьдесят тому назад», позволяет увидеть парижский эпизод «Пиковой дамы» в качестве одного из фрагментов возможного исторического романа, своего рода дубля «Капитанской дочки», написанной Пушкиным три года спустя. Действие этого ненаписанного романа могло бы происходить на фоне русско-турецкой войны, польских событий, интриг европейских правительств, пугачевского бунта – всего комплекса политических обстоятельств в жизни Европы и России «лет шестьдесят тому назад». Ключевые слова: «Пиковая дама» Пушкина как фантастическая повесть и аналитическая загадка, «Медный всадник», «История Пугачевского бунта», исторический роман, герои «Пиковой дамы, Н. П. Голицына, граф Сен-Жермен Список использованной литературы: А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. М., 1974. Т. 2. 579 с. Бочаров С. Поверх барьеров // Виролайнен М. Речь и молчание: Сюжеты и мифы русской словесности. СПб.: Амфора, 2003. С. 5–10. Виноградов В. В. Стиль «Пиковой Дамы» // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии АН СССР. Ин-т литературы. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. Вып. 2. С. 74–147. Виролайнен М. Речь и молчание: Сюжеты и мифы русской словесности. СПб.: Амфора, 2003. 504 с. Долинин А. История, одетая в роман: Вальтер Скотт и его читатели. М., 1988. 315 с. Мильчина В. А. Записки «пиковой дамы» // Временник Пушкинской комиссии. Л.: Наука, 1988. Вып. 22. С. 136–142. Ободовская И., Дементьев М. Наталья Николаевна Пушкина. М.: Сов. Россия, 1987. 263 с. Падерина Е. Г. К творческой истории «Игроков» Гоголя: история текста и поэтика. М., 2009. 447 с. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 16 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937–1959. Рейсер С. А. Пушкин и мемуары Казановы // Временник Пушкинской комис-сии. Л.: Наука, 1979. С. 125–130. Худошина Э. И. «Пиковая дама»: об отсылочном значении формулы «лет шестьдесят назад…» // Прекраснейшей. Сборник памяти Елены Душечкиной. СПб.: Нестор-История, 2022. С. 83–90. Шмид В. Проза как поэзия: Пушкин, Достоевский, Чехов, авангард. СПб.: ИНАПРЕСС, 1998. 352 с. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |