Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: Два «Фауста»: еще раз о тургеневском осмыслении философской трагедии И. В. Гёте Авторы: Иван Олегович Волков В рубрике Литературная жизнь сюжета
Аннотация: Разрабатывается проблема творческого восприятия И. С. Тургеневым трагедии И. В. Гёте «Фауст». Подвергается анализу одноименная повесть, опубликованная в 1846 г. и подводящая итог десятилетнего диалога писателя с гётевским произведением. Несмотря на то, что повесть имеет длительную традицию изучения в аспекте соотношения с немецким претекстом, новое рассмотрение принципов воплощения традиции ведет к углублению ее смыслов. Обозначая в своем «Фаусте» значимые точки схождения с трагедией Гёте, Тургенев не остается лишь на уровне простого непосредственного влияния. Заданные в тексте отсылки (в виде прямых и скрытых цитат, аллюзий) получают развернутую этико-эстетическую и лирико-философскую разработку в русле действия заглавных смыслов трагического конфликта. Ставя в центр фатальность развития судьбы Веры, которая своим образом прочно сцеплена с фигурой Гретхен (мотив невинной женской души, охваченной статью и погибающей с сознанием своего «греха»), Тургенев стремится к обобщению человеческой природы. С одной стороны, внимание писателя сосредоточено на перипетиях внутреннего мира женщины, которая прежде была выключена из пространства жизни и ограничена тихим и скромным бытованием, а открытие действия больших страстей и их познание приводит к гибели. Образ Веры, существующий в строгой нравственной обусловленности, не выдерживает, как и у Гёте, столкновения с чувственной стихией. С другой стороны, вблизи Фауста Тургенев через образ Павла Александровича задает линию героя времени – русского интеллигента, который встает перед проблемой долга и личного счастья, предвосхищая роман «Дворянское гнездо» (1859). Фаустовский герой повести, ставший источником и предметом роковой страсти, первоначально находит себя в стремлении к высшей точке бытия, которая открывается ему в любви. А затем, испытавший разочарование и мучимый виной, он приходит к идее отречения от индивидуального ради всеобщего, словно перефразируя выход Фауста во вне в финале трагедии. Ключевые слова: И. С. Тургенев, И. В. Гёте, трагедия «Фауст», повесть «Фауст», претекст Список использованной литературы: Беляева И. А. Творчество И. С. Тургенева: фаустовские контексты. СПб.: Нестор-История, 2018. 248 с. Битюгова И. А. Повесть Тургенева «Фаус» и «Фауст» Гёте // Res traductorica: Перевод и сравнительное изучение литератур: К восьмидесятилетию Ю. Д. Леви-на. СПб.: Наука, 2000. С. 216–225. Васин Н. С. Образ Фауста в отражении русской литературы: XIX век (1820–1860-е годы). Горно-Алтайск: Изд-во ГАГУ, 2012. 142 с. Гутман Д. С. Тургенев и Гёте // Учен. зап. Елабужского пед. ин-та. 1959. № 5. С. 149–183. Пильд Л. Рассказ И. С. Тургенева «Фауст» (семантика эпиграфа) // Studia Russica Helsingiensia et Tartuensia IV: «Свое» и «чужое» в литературе и культуре. Тар-ту, 1995. С. 167–177. Стеффенсен Э. Гёте и Тургенев (анализ рассказа Тургенева «Фауст») // Славянские культуры и мировой культурный процесс. Минск: Наука и техника, 1985. С. 226–229 Тихомиров В. Н. Традиции Гёте в повести Тургенева «Фауст» // Вопросы русской литературы. 1977. Вып. 1 (29). С. 92–99. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |