Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology)
ISSN 2713–3133 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для литературоведов и фольклористов
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Жанровая система «японских» произведений Венедикта Марта раннего периода

Авторы: Ксения Александровна Землянская

В рубрике Сюжет, мотив, жанр

Выпуск 2, 2024Страницы 71-84
УДК: 821.161.1+82-1/-9DOI: 10.25205/2713-3133-2024-2-71-84

Аннотация:

Проза и поэзия дальневосточного писателя Венедикта Марта дает яркие образцы произведений, в которых писатель художественно осмысляет фронтирную реальность первых десятилетий XX в., культуру и быт самых разных народов Дальнего Востока. Личность писателя Венедикта Марта (1896–1937) вместила радостное детство на периферии Российской империи, воспитание в семье известного приморского краеведа, участие в культурной жизни Владивостока и Харбина 20-х гг., стремление встроиться в советскую литературу. Сегодня богатое творческое наследие Венедикта Марта начинает возвращаться уже к российскому читателю. До сих пор остаются неизученными «японские» произведения писателя. В статье представлен жанровый анализ произведений Венедикта Марта, связанных с Японией и японцами в ранний (владивостокский) период творчества. В пору модернистских поисков для писателя в осмыслении японской темы становятся органичными отдельные жанры классической японской литературы – танка, хокку, дзуйхицу, кайдан. Март чутко реагирует на изменения в современной ему японской литературе, в которой происходит модернизация классических жанров, сопрягая интерес к Востоку с пристальным вниманием к художественным открытиям русской литературы начала XX в. Помимо следования стилевым принципам того или иного жанра, писатель соблюдает ведущий эстетический принцип японской литературы – мононо аварэ. Освоение японской жанровой системы, осознание эстетики японского взгляда на мир и его постижение средствами художественной литературы становятся для писателя способом вживания в мир чужой культуры и формирования собственного стиля. Так формируется его уникальный образ восприятия Японии – через металитературную рецепцию.

Ключевые слова: Венедикт Март, художественная этнография, жанры, японская литература, моно-но аварэ, танка, хокку, дзуйхицу, кайдан, металитературная рецепция

Список использованной литературы:

Азадовский К. М., Дьяконова Е. М. Бальмонт и Япония. М.: Наука, 1991. 192 с.

Гельман В. А. Японская интервенция на Дальнем Востоке России // Вестник Бурят. гос. ун-та. Серия: Гуманитарные исследования Внутренней Азии. 2023. № 1. С. 12–19.

Горегляд В. Н. Дневники и эссе в японской литературе X–XIII вв. М.: Наука, 1975. 381 с.

Григорьева Т. П. Вслед за кистью // Японские дзуйхицу. СПб.: Северо-Запад, 1998. С. 5–46.

Дуткина Г. Б. Традиции и развитие японского «повествования о необычайном» от средневековья к современности: Автореф. … канд. филол. наук. М., 1992. 20 с.

Дуткина Г. Б. «Душа Японии» в зеркале японского кайдана // Японские исследования. 2016. № 3. С. 25–41.

Забияко А. А. Текстологические тропы дальневосточной этнографии (проблема аутентичности текстов писателей 1920–1940 гг.) // Русский Харбин, запечатленный в слове / Под ред. А. А. Забияко, Г. В. Эфендиевой. Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2012. Вып. 5: Проблемы источниковедения и текстологии. С. 181–202.

Забияко А. А., Левченко А. А. «Кошмарная чудь» японского бестиария: образ Каппы в русской литературе начала ХХ в. (В. Март) // Религиоведение. 2014. № 3. С. 187–195.

Кондратенко Б. Б. Характер японской военной интервенции на дальнем Востоке 1918–1922 гг. // Тр. Ин-та истории, археологии и этнографии ДВО РАН. 2018. № 19. С. 124–130.

Конрад Н. И. Очерки японской литературы. М.: Худож. лит., 1973. 463 с.

Коньшина Н. Д. Влияние японской культуры на литературу и живопись России конца XIX – начала XX в.: Дис. … канд. культурологии. Саратов, 2006. 201 с.

Моргун З. Ф. Японская диаспора во Владивостоке (страницы истории) // Изв. Восточного института. 1996. № 3. С. 90–108.

Садокова А. Р. «Первая волна» японского реализма: новые темы в литературе // Филологические науки: вопросы теории и практики. 2017. № 4 (70), ч. 2. С. 36–39.

Сенина Е. В. Металитературная рефлексия китайской культуры в творчестве дальневосточных эмигрантов // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2018. № 1. С. 145–153.

Хисамутдинов А. А. Русские волны на Пасифике: из России через Китай, Корею и Японию в Новый Свет. Пекин; Владивосток: Рубеж, 2013. 640 с.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН