Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology)
ISSN 2713–3133 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для литературоведов и фольклористов
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Сюжет об избиении лошади в повести В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда»

Авторы: Татьяна Александровна Богумил

В рубрике Литературная жизнь сюжета

Выпуск 1, 2025Страницы 30-40
УДК: 821.161.1DOI: 10.25205/2713-3133-2025-1-30-40

Аннотация:

В статье обозначены генезис, структура и семантика сюжета об избиваемой лошади. Методология исследования опирается на приемы и методы структурно-семиотического и интертекстуального подходов, а также мотивного анализа. Традиционно отождествление лошади и страдающего человека / крестьянства / народа / человечества, с чем связано метафорическое прочтение событийного ряда в произведениях русских и зарубежных писателей XIX и XX вв. (Н. А. Некрасов, Н. В. Успенский, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. П. Астафьев, Л. М. Леонов и др.; В. Гюго, Ш. Бодлер). Реализация сюжета впервые рассмотрена на материале повести «В окопах Сталинграда» В. Некрасова. Установлены интертекстуальные переклички повести с прецедентным для исследуемого сюжета романом Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (сон Раскольникова), а также с поэмами В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и С. А. Есенина «Кобыльи корабли», книгой Р. Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» («Полконя»). В повести сюжет об избиваемой лошади становится высказыванием о победе, достигнутой по том, кровью, болью, страданием, смертью народа. Книжная реальность – реалистическая и фантастически-абсурдная – поверяется личным жизненным опытом авторизованного рассказчика. Бравурно-хвастливое описание эпизодов сражений и побед барона Мюнхгаузена соотносима с официально приемлемым нарративом о Великой Отечественной войне, контрастом чему выступает «окопная правда» В. Некрасова.

Ключевые слова: интертекст, мотив, абсурд, Великая Отечественная война

Список использованной литературы:

Васильева С. А. Сюжет об избиении лошади: диалог Л. М. Леонова и Ф. М. Достоевского // Вестник Твер. гос. ун-та. Серия «Филология». 2021. № 3 (70). С. 197–200. DOI 10.26456/vtfilol/2021.3.197

Головчинер В. Е. «Хорошее отношение к лошадям» и «Прозаседавшиеся» в контексте русской классики // Сибирский филологический журнал. 2007. № 3. С. 38–47.

Касаткина Т. А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского как основа реализма в высшем смысле. М.: ИМЛИ РАН, 2004. 480 с.

Коршунков В. А. «Бить по глазам»: образ жестоко наказанной лошади и распространение этого мотива в русской беллетристике и публицистике XIX–XXI веков // Вестник гуманитарного образования. 2023. № 3 (31). С. 140–147. DOI 10.25730/ VSU.2070.23.047

Лапшин И. Эстетика Достоевского // Ф. М. Достоевский. Статьи и материалы / Под ред. А. С. Долинина. Пг.: Мысль, 1922. С. 93–152.

Павлова И. Б. «Русская лошадь знает кнут…»: об одном «страдательном» образе у М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. А. Некрасова и Ф. М. Достоевского // Русская речь. 2011. № 3. С. 12–15.

Перевалова С. В. Героико-патриотические традиции русской культуры в прозе В. П. Некрасова о Сталинградской битве // Изв. Волгоград. гос. пед. ун-та. 2020. № 2 (145). С. 232–238.

Печерская Т. И. Сюжет о загнанной лошади в интерпретации Н. А. Некрасова и Ф. М. Достоевского // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. 2019. № 5. С. 69–74. DOI 10.20339/PhS.5-19.069

Серман И. З. Некрасов и Виктор Гюго // Русско-европейские литературные связи: Сб. ст. к 70-летию со дня рождения академика М. П. Алексеева / Ред. коллегия: П. Н. Берков и др. М.; Л.: Наука, 1966. С. 128–135.

Скатов Н. Н. Некрасов. М.: Мол. гвардия, 2004. 426 с.

Смирнов И. П. Порождение интертекста (элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б. Л. Пастернака). СПб.: Языковой центр, 1995. 192 с.

Щелокова Л. И. От правды будней Севастополя к окопной правде Сталинграда: опыт сопоставления «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого и «В окопах Сталинграда» В. П. Некрасова // Cross-Cultural Studies: Education and Science. 2018. № 3. С. 74–79.

Щенников Г. К. Художественное мышление Ф. М. Достоевского. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1978. 176 с.

Якимова Л. П. Мотивная структура романа Леонида Леонова «Пирамида» / Отв. ред. В. Г. Одиноков. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2003. 248 с.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН