Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology)
ISSN 2713–3133 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для литературоведов и фольклористов
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Гендерные аспекты прозы Бориса Пильняка 1920-х годов

Авторы: Людмила Павловна Якимова

В рубрике Сюжет, мотив, жанр

Выпуск 1, 2025Страницы 41-57
УДК: 82-32DOI: 10.25205/2713-3133-2025-1-41-57

Аннотация:

В гендерном аспекте последовательно рассматриваются сюжеты романа Б. Пильняка «Голый год» (1920), а также повестей и рассказов «Иван-да-Марья» (повесть печаталась также под названием «Чертополох») (1921), «Мать сыра-земля» (1925), «Расплеснутое время» (1924), «Старый дом» (1924), «Красное дерево» (1929).

Последовательное хронологическое рассмотрение произведений Пильняка 1920-х гг. подводит к выводу о том, что ключевой момент в сюжете этих произведений – смена жизненного уклада и перелом в судьбах героев, обусловленные русской революцией. В каждом из перечисленных произведений обнаруживаются характерные образы, отражающие произошедшую после революции трансформацию в сфере отношений мужчины и женщины. Б. Пильняк одним из первых создает образ героини в кожаной куртке и с револьвером, при этом брак, семья, дети перестают восприниматься героинями как значимые жизненные ценности, уступая место погружению в общественную жизнь. От текста к тексту у Б. Пильняка можно наблюдать, как героини перенимают мужские черты и заявляют права на социальное равенство с мужчиной. В повести «Иван-да-Марья» упомянута А. М. Коллонтай, что позволяет провести параллель между героинями Пильняка и русскими женщинами-революционерками. Изображение переломной эпохи обусловливает также насыщенность текстов контрастами: например, в романе «Голый год» перемежаются темы семейного деспотизма и свободной любви.

Проза Б. Пильняка 1920-х гг. обозревается в контексте литературы этого времени: романа Ф. Гладкова «Цемент» (1922–1924), повести Л. Сейфуллиной «Виринея» (1924), а также повести А. Платонова «На заре туманной юности» (1938), его же рассказа «Фро» (1936) и романа «Счастливая Москва» (1933–1935), упомянуты рассказы Б. Лавренева «Сорок первый» (1924) и П. Нилина «Варя Лугина и ее первый муж» (1936). Интертекстуальный анализ позволяет обнаружить в этих произведениях ряд общих гендерных мотивов.

Ключевые слова: Б. Пильняк, сюжеты романа и повестей Пильняка, гендерные аспекты художественного текста, интертекст, мотив

Список использованной литературы:

Вересаев В. В. В тупике; Сестры. М.: Книжная палата, 1990. 397 с. (Серия «Из архива печати»)

Вулф В. Своя комната / Пер. Н. Бушмановой // Эти загадочные англичанки [Гаскелл Э., Вулф В., Спарк М., Уэлдон Ф.] / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1992. С. 78–153. (Серия «Мемуары и биографии»)

Нилин П. Ф. Варя Лугина и ее первый муж: Рассказы. М.: Сов. писатель, 1984. 462 с.

Пильняк Б. Собр. соч.: В 6 т. / Сост., вступ. ст., коммент. К. Б. Андроникашви-ли-Пильняк. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2003–2004. T. 1: Голый год: Роман; Повести; Рассказы. 448 с.; T. 2: Машины и волки: Роман; Повести; Рассказы. 528 с.; Т. 4: Повести; Рассказы; Волга впадает в Каспийское море: Роман. 480 с.

Шайтанов И. О. Метафоры Бориса Пильняка, или История в лунном свете // Пильняк Б. Повести и рассказы. 1915–1929 / Сост., вступ. ст. и примеч. И. О. Шайтанова; подгот. текста Б. Б. Андроникашвили-Пильняка. М.: Современник, 1991. С. 5–36.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН