Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology)
ISSN 2713–3133 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для литературоведов и фольклористов
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Мифология творчества в метафикциональных сюжетах неоготики и «странной прозы»

Авторы: Наталья Олеговна Ласкина

В рубрике Сюжет, мотив, жанр в литературе и фольклоре

Выпуск 3, 2025Страницы 18-28
УДК: 82.02:821.111DOI: 10.25205/2713-3133-2025-3-18-28

Аннотация:

Статья посвящена метапоэтической игре в современных гибридных жанрах, выросших из традиции литературы ужасов. Романтический миф о гении в постмодернистской неоготике Анджелы Картер («Адские машины желания доктора Хоффмана»), модернистский канон в текстах лидеров современной «новой странной прозы» Джеффа Вандермеера (цикл «Амбра») и Чайны Мьевиля (роман «Последние дни нового Парижа») подвергаются буквализации и материализации: эту стратегию можно интерпретировать в контексте сопоставления пост- и метамодернистского видения творчества и авторства.

Отсылки к романтическому канону у Картер можно интерпретировать в контексте «страха влияния». Творческая свобода и культ фантазии порождает деформированную реальность, подчиненную власти метанарративов. Хотя сюжет романа организован вокруг попыток сопротивления и освобождения, он не допускает выхода за пределы интертекстуального поля, произведенного литературным каноном. На новом витке развития жанра меняются не только стилевые нюансы, но и отношения с каноном. Оригинальность «новых странных» авторов проявляется, среди прочего, в том, что миф об авторе как всесильном творце больше не нуждается в разоблачении или ироническом перевертывании, поскольку окончательно теряет смысл в картине мира, лишенного постоянных иерархий. Персонажи современных авторов адаптируются, реконструируют мир и человеческую жизнь, исследуют новые возможности там, где традиционные формы хоррора допускали как результат встречи со зловещим лишь оцепенение и поражение. Поэтому и вымышленные акты творчества в «странных» сюжетах так же подвижны и амбивалентны, как и изображенный мир. В отличие от Хоффмана как суммы романтических гениев и злодеев у Картер, двойник Набокова у Вандермеера и французские сюрреалисты у Мьевиля не наделены полнотой власти, их творческая сила действует непредсказуемо и противоречиво и допускает альтернативные версии порядка вещей. В статье высказывается предположение, что стратегии новых форм фантастической литературы вписываются в более широкий процесс формирования нарративной поэтики метамодернизма, в которой метафикция перестает быть универсальным ключом к интерпретации и оказывается одним из ряда разнородных и равноправных способов организации сюжета.

Ключевые слова: метапоэтика, метафикциональность, постмодернизм, метамодернизм, литература ужасов, готический роман, странная проза

Список использованной литературы:

Блум X. Страх влияния. Карта перечитывания: Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1998. 352 с.

Заломкина Г. В. Готический миф. Самара: Изд-во СамГУ, 2010. 347 с.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998. 160 с.

Харман Г. Weird-реализм: Лавкрафт и философия. Пермь: HylePress, 2020. 258 с.

Richardson B. Remapping the Present: The Master Narrative of Modern Literary History and the Lost Forms of Twentieth-Century Fiction // Twentieth Century Literature. 1997. No. 43 (3). P. 291–309.

The New Weird. San Francisco: Tachyon Publ., 2008. 414 p.

Vermeulen T., Akker R. van den. Notes on Metamodernism // Journal of Aesthetics & Culture, 2010. No. 2. URL: http://www.emerymartin.net/FE503/Week10/Noteson Metamodernism.pdf (дата обращения 25.01.2025).

Wilson R. R. SLIP PAGE: Angela Carter, In/Out/In the Post-Modern Nexus // Past the Last Post: Theorizing Post-Colonialism and Post-Modernism. Eds. Ian Adam and Helen Tiffin. Calgary: Uni. of Calgary Press, 1990. P. 109–123.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН