Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology)
ISSN 2713–3133 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для литературоведов и фольклористов
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: К вопросу о танатологических началах в художественной литературе

Авторы: Красильников Р. Л.

В рубрике Сюжет и методы его описания

Выпуск 1, 2014Страницы 16-21
УДК: 82.0DOI:

Аннотация: Статья посвящена актуальной литературоведческой проблеме – изучению границ произведения, конкретнее – танатологических начал в художественной литературе. На материале творчества различных писателей, использовавших подобные зачины, рассматривается специфика этих компонентов текста и их типология, их функционирование – от создания так называемого «эффекта реальности» до порождения сюжетной интриги. Танатологические начала характеризуются как семантико-структурные элементы – с точки зрения фабулы и сюжета, композиции конфликта, границ мотива, нарушений темпорального порядка повествования, исторической поэтики, субъектной организации нарратива и т. д. В итоге ставится вопрос об участии этих текстовых элементов в процессах сюжетообразования и жанрообразования, о «преодолении» тенденции к завершению структуры, свойственной танатологическим мотивам, в художественных парадигмах Нового и Новейшего времени.

Ключевые слова: границы литературного произведения, начало литературного произведения, танатологические мотивы.

Список использованной литературы:

1. Аристотель. Поэтика. Риторика. СПб.: Изд. дом «Азбука-классика», 2007. 352 с.

2. Шкловский В. Б. Энергия заблуждения: Книга о сюжете. М.: Сов. писатель, 1981. 352 с.

3. Лотман Ю. М. Смерть как проблема сюжета // Лотман Ю. М. и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. С. 417–430.

4. Красильников Р. Л. Танатологические концовки в рассказах Ф. Сологуба // Вестник РГУ им. И. Канта. 2010. № 8. С. 121–126.

5. Фарыно Е. Введение в литературоведение. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. 639 с.

6. Сологуб Ф. Собр. соч.: В 8 т. М.: Интелвак, 2000–2004.

7. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М.: Аспект Пресс, 2003. 334 с.

8. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. 616 с.

9. Женетт Ж. Фигуры: В 2 т. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. Т. 2. 469 с.

10. Шекспир В. Полн. собр. соч.: В 8 т. М.: Искусство, 1958. Т. 3. 566 с.

11. Андреев Л. Н. Собр. соч.: В 6 т. М.: Худож. лит., 1994. Т. 4. 637 с.

12. Щеглов Ю. К. К описанию структуры детективной новеллы // Жолковский А. К., Щеглов Ю. К. Работы по поэтике выразительности: инварианты – тема – приемы – текст. М.: Прогресс, 1996. С. 95–113.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН