Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology)
ISSN 2713–3133 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для литературоведов и фольклористов
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: Ангелы и демоны в художественном мире Лермонтова: драматургия

Авторы: Ищук-Фадеева Н. И.

В рубрике Сюжет, мотив, жанр

Выпуск 2, 2014Страницы 52-65
УДК: 821.161.1DOI:

Аннотация: Пьесы Лермонтова – это путь драматурга к русской трагедии. Классическую трагедию определяет судьба гибриста, т. е. героя, нарушающего порядок мироздания. Лермонтов создает особенного героя, демона, которого – в определенном смысле – можно трактовать как гибриста в языческом прошлом. Первая его пьеса – «Испанцы» – обозначена как трагедия, но отвечает законам мелодрамы: поэтика случайного определяет ее сюжет, а бинарные оппозиции определяют не героя, а ситуации. Пьеса важна раздвоением антагониста, который представлен в двух образах – демона (Фернандо) и дьявола (Соррини). Разница между ними принципиальная: демон бунтует против бога, а дьявол действует против человека. В «Маскарад» введен герой нового типа – игрок, который выше демона, потому что не выступает против Бога, а играет в него.

Ключевые слова: ангел, демон, гибрист, игрок, функция героя, маска, маскарад, трагедия, мелодрама.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН