Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: Ангелы и демоны в художественном мире Лермонтова: драматургия Авторы: Ищук-Фадеева Н. И. В рубрике Сюжет, мотив, жанр
Аннотация: Пьесы Лермонтова – это путь драматурга к русской трагедии. Классическую трагедию определяет судьба гибриста, т. е. героя, нарушающего порядок мироздания. Лермонтов создает особенного героя, демона, которого – в определенном смысле – можно трактовать как гибриста в языческом прошлом. Первая его пьеса – «Испанцы» – обозначена как трагедия, но отвечает законам мелодрамы: поэтика случайного определяет ее сюжет, а бинарные оппозиции определяют не героя, а ситуации. Пьеса важна раздвоением антагониста, который представлен в двух образах – демона (Фернандо) и дьявола (Соррини). Разница между ними принципиальная: демон бунтует против бога, а дьявол действует против человека. В «Маскарад» введен герой нового типа – игрок, который выше демона, потому что не выступает против Бога, а играет в него. Ключевые слова: ангел, демон, гибрист, игрок, функция героя, маска, маскарад, трагедия, мелодрама. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |