Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology)
ISSN 2713–3133 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для литературоведов и фольклористов
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: САКРАЛИЗАЦИЯ БЫТА В ПРОЗЕ КОНСТАНТИНА ВАГИНОВА

Авторы: Ф. В. Кувшинов

В рубрике

Выпуск 1, 2016Страницы 86-92
УДК: 821.161.1DOI:

Аннотация: Рассматривается проблема сакрализации профанного быта на примере прозы К. К. Вагинова. Для писателя, следующего акмеистической традиции сопряжения быта и Бытия и понимающего «конечность» Культуры, ценность представляют абсолютно все артефакты повседневности. Позиция Вагинова не ограничивается его очевидной привязанностью к прошлому и неприятием настоящего, а усложняется за счет особого понимания времени и соотнесенности персонажа / артефакта. В профанных осколках разрушенного «табуном ветров» Петербурга угадывается его «высокое» прошлое, именно поэтому эти осколки переходят в разряд сакральных. Стремление «собрать» ушедший мир является внутренним стержнем существования его персонажей, позволяет им сохранять свою идентичность. Сакрализируется повседневность не только прошлого, но и настоящего: персонажи писателя пытаются наполнить свое будущее существование тем вещественным миром, который уже сейчас рассыпается под влиянием времени и переходит в разряд прошлого, а значит, в будущем будет иметь статус священного. В результате такого хронологического скачка меняется аксиологический характер предметов быта со знака «минус» на знак «плюс», при этом персонажи Вагинова теряют первоначальный авторский посыл: сохранить «милый дом», Петербург / Петрополь.

Ключевые слова: Вагинов, быт, сакральность, профанность, Петербург, Петрополь, время, коллекционирование, повседневность

Список использованной литературы:

1. Никольская Т. Л., Эрль В. И. Примечания // Вагинов К. К. Козлиная песнь: Романы. М.: Современник, 1991. С. 544–591.

2. Вагинов К. К. Козлиная песнь: Романы. М.: Современник, 1991. 592 с.

3. Вагинов К. К. Собрание стихотворений / Сост., послесл. и примеч. Л. Черткова; предисл. В. Казака. München: Verlag Otto Sagner in Kommission. 1982. 237 с.

4. Кихней Л. Г., Меркель Е. В. Аксиология повседневных вещей в поэтике акмеизма // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2015. № 1 (33). С. 129–138.

5. Шиндина О. В. Несколько замечаний к проблеме «Вагинов и Гумилев» // Н. Гумилев и русский Парнас: Материалы науч. конф. СПб., 1992. С. 84–91.

6. Кобринский А. А. Поэтика «ОБЭРИУ» в контексте русского литературного авангарда. М.: Изд-во Моск. культурологического лицея № 1310, 2000. Том 2. 144 с.

7. Лекманов О. А. Книга об акмеизме и другие работы. Томск: Водолей, 2000. 704 с.

8. Герасимова А. Г. Труды и дни Константина Вагинова // Вопросы литературы. 1989. № 13. С. 131–166.

9. Бологова М. А. Текст и смысл. Стратегии чтения. К. К. Вагинов «Козлиная песнь». В. В. Набоков «Дар». М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Новосибирск, 2004. 193 с.

10. Топоров В. Н. Петербургский текст. М.: Наука, 2009. 820 с.

11. Мейлах М. Б. Шкап и колпак: фрагмент обэриутской поэтики // Тыняновский сборник: Четвертые Тыняновские чтения. Рига: Зинатне, 1990. С. 181–193.

12. Бахтин М. М. <Автор и герой в эстетической деятельности> // Бахтин М. М. Собр. соч.: В 7 т. М.: Изд-во «Русские словари. Языки славянской культуры», 2003. Т. 1: Философская эстетика 1920-х годов. 955 с.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН