Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: ПОЭТИКА «ВОЛШЕБНОЙ ПРИЗМЫ»: МЕТАМОРФОЗЫ КРАСОТЫ И БЕЗОБРАЗИЯ В ЛИРИКЕ И. АННЕНСКОГО Авторы: Н. В. Налегач В рубрике
Аннотация: Статья посвящена рассмотрению взаимодействия лирических мотивов красоты и без- образия в стихотворениях И. Анненского как следствия ироничного мироощущения автора. Символичное обозначение этого свойства как поэтика «волшебной призмы» коренится в образности поэта и отражает его установку на единомоментное проявление противоположных смыслов, что и создает эффект сильного эмоционального потрясения, ставящего его лирическое «Я» перед парадоксальностью бытия и способностью человека ее воспринимать. В центре внимания оказывается анализ стихотворений «О нет, не стан», «В волшебную призму», «Маки» и др. Изучение динамики обозначенных мотивов в лирических сюжетах этих стихотворений позволяет выделить несколько вариантов их взаимодействия. Первый связан с выражением тоски / томления по идеалу. Второй обусловлен лирическим переживанием времени и оформляется как обнаружение в сердцевине красоты уродства и наоборот. Оба варианта являются следствием человеческой способности в одно и то же мгновение по принципу «волшебной призмы» увидеть явление или событие с разных точек зрения и по-разному эмоционально его пережить, что оригинально окрашивает развитие лирических сюжетов в стихотворениях И. Анненского. Ключевые слова: И. Анненский, мотив, красота, уродство, метаморфозы, лирический сюжет Список использованной литературы: 1. Колобаева Л. А. Ирония в лирике Иннокентия Анненского // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1977. № 6. С. 21–30. 2. Иванова И. Н. Ирония в поэзии русского модернизма (1890–1910 годы). Ставрополь, 2006. 421 с. 3. Тарасова И. А. Поэтический идиостиль в когнитивном аспекте (на материале поэзии Г. Иванова и И. Анненского): Автореф. дис. … д-ра филол. наук / Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского. Саратов, 2004. 48 с. 4. Анненский И. Ф. Стихотворения и трагедии / Вступ. ст., сост., подгот. текста, примеч. А. В. Федорова. Л., 1990. 640 с. (Библиотека поэта. Большая серия) 5. Анненский И. Ф. Трагедия Ипполита и Федры // Анненский И. Ф. Театр Еврипида: В 3 т. СПб., 1906. Т. 1. С. 329–349. 6. Еврипид. Ипполит // Еврипид. Трагедии: В 2 т. / Пер. с древнегреч. Иннокентия Анненского; изд. подгот. М. Л. Гаспаров, В. Н. Ярхо. М., 1998. Т. 1. С. 168–230. (Литературные памятники) 7. Анненский И. Ф. Эврипид – поэт и мыслитель. Дионис в легенде и культе. В приложении трагедия Эврипида «Вакханки» с параллельным греческим текстом. М., 2012. 272 с. 8. Парамонова Л. Ю. «Как алых бабочек развернутые крылья...»: символика маков в лирике И. Анненского // Филология и человек. 2015. № 4. С. 136–142. 9. Рогачева Н. А. Ольфакторное пространство русской поэзии конца XIX – начала ХХ в.: проблемы поэтики. Тюмень, 2010. 403 с. 10. Рогачева Н. А., Кельметр Э. В. Ольфакторная образность в поэзии Иннокентия Анненского // Вестн. Тюм. гос. ун-та. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. Т. 1. № 1 (1). С. 100–108. 11. Кихней Л. Г., Ткачева Н. Н. Иннокентий Анненский. Вещество существования и образ переживания. М., 1999. 124 с. 12. Петрова Г. В. Творчество Иннокентия Анненского: Учеб. пособие. Великий Новгород, 2002. 128 с. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |