Сюжетология и сюжетография | Журналы | Институт филологии СО РАН
Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology)
ISSN 2713–3133 [16+]
Учредитель Институт филологии СО РАН
Сетевое издание
Для литературоведов и фольклористов
DOI: 10.25205/2410-7883
Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 
Сюжетология и сюжетография
In English
Архив выпусков
Редколлегия
Требования к оформлению материалов
Порядок приема и публикации статей
Издательская этика
Поиск по материалам:

Автор:

и/или ключевое слово:

Адрес редакции: 630090, г. Новосибирск, ул. Николаева, 8. Институт филологии СО РАН.
zhurnal.syuzhet@yandex.ru.
Тел. 8 (383) 330-47-72 (ПН, ЧТ)

Статья

Название: ПОЭТИКА «ВОЛШЕБНОЙ ПРИЗМЫ»: МЕТАМОРФОЗЫ КРАСОТЫ И БЕЗОБРАЗИЯ В ЛИРИКЕ И. АННЕНСКОГО

Авторы: Н. В. Налегач

В рубрике

Выпуск 1, 2016Страницы 135-140
УДК: 82-1/29DOI:

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению взаимодействия лирических мотивов красоты и без- образия в стихотворениях И. Анненского как следствия ироничного мироощущения автора. Символичное обозначение этого свойства как поэтика «волшебной призмы» коренится в образности поэта и отражает его установку на единомоментное проявление противоположных смыслов, что и создает эффект сильного эмоционального потрясения, ставящего его лирическое «Я» перед парадоксальностью бытия и способностью человека ее воспринимать. В центре внимания оказывается анализ стихотворений «О нет, не стан», «В волшебную призму», «Маки» и др. Изучение динамики обозначенных мотивов в лирических сюжетах этих стихотворений позволяет выделить несколько вариантов их взаимодействия. Первый связан с выражением тоски / томления по идеалу. Второй обусловлен лирическим переживанием времени и оформляется как обнаружение в сердцевине красоты уродства и наоборот. Оба варианта являются следствием человеческой способности в одно и то же мгновение по принципу «волшебной призмы» увидеть явление или событие с разных точек зрения и по-разному эмоционально его пережить, что оригинально окрашивает развитие лирических сюжетов в стихотворениях И. Анненского.

Ключевые слова: И. Анненский, мотив, красота, уродство, метаморфозы, лирический сюжет

Список использованной литературы:

1. Колобаева Л. А. Ирония в лирике Иннокентия Анненского // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1977. № 6. С. 21–30.

2. Иванова И. Н. Ирония в поэзии русского модернизма (1890–1910 годы). Ставрополь, 2006. 421 с.

3. Тарасова И. А. Поэтический идиостиль в когнитивном аспекте (на материале поэзии Г. Иванова и И. Анненского): Автореф. дис. … д-ра филол. наук / Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского. Саратов, 2004. 48 с.

4. Анненский И. Ф. Стихотворения и трагедии / Вступ. ст., сост., подгот. текста, примеч. А. В. Федорова. Л., 1990. 640 с. (Библиотека поэта. Большая серия)

5. Анненский И. Ф. Трагедия Ипполита и Федры // Анненский И. Ф. Театр Еврипида: В 3 т. СПб., 1906. Т. 1. С. 329–349.

6. Еврипид. Ипполит // Еврипид. Трагедии: В 2 т. / Пер. с древнегреч. Иннокентия Анненского; изд. подгот. М. Л. Гаспаров, В. Н. Ярхо. М., 1998. Т. 1. С. 168–230. (Литературные памятники)

7. Анненский И. Ф. Эврипид – поэт и мыслитель. Дионис в легенде и культе. В приложении трагедия Эврипида «Вакханки» с параллельным греческим текстом. М., 2012. 272 с.

8. Парамонова Л. Ю. «Как алых бабочек развернутые крылья...»: символика маков в лирике И. Анненского // Филология и человек. 2015. № 4. С. 136–142.

9. Рогачева Н. А. Ольфакторное пространство русской поэзии конца XIX – начала ХХ в.: проблемы поэтики. Тюмень, 2010. 403 с.

10. Рогачева Н. А., Кельметр Э. В. Ольфакторная образность в поэзии Иннокентия Анненского // Вестн. Тюм. гос. ун-та. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. Т. 1. № 1 (1). С. 100–108.

11. Кихней Л. Г., Ткачева Н. Н. Иннокентий Анненский. Вещество существования и образ переживания. М., 1999. 124 с.

12. Петрова Г. В. Творчество Иннокентия Анненского: Учеб. пособие. Великий Новгород, 2002. 128 с.

© 2013-2023 ИФЛ СО РАН