Сюжетология и сюжетография
(Studies in Theory of Literary Plot and Narratology) |
|
|||||||||
|
DOI: 10.25205/2410-7883 Номер свидетельства Роскомнадзора Эл № ФС 77-84792 | |
Сюжетология и сюжетография | |
|
СтатьяНазвание: О СЮЖЕТНЫХ ИНВАРИАНТАХ БОЛДИНСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. С. ПУШКИНА Авторы: О. Б. Заславский В рубрике Литературная жизнь сюжета
Аннотация: Показано, что среди пушкинских произведений существует такая их группа (в основном созданных в первую болдинскую осень), в которой присутствует один и тот же набор сюжетных элементов: провокация (П), заключение аномального договора (Д), неожиданный визит гостя (В), бой за женщину (Б), расплата (Р). В результате для рассматриваемой группы произведений получается ключевая формула П Д В Б Р. Отдельные элементы могут здесь повторяться, подвергаться отрицанию или отсутствовать. В качестве примера рассмотрена ситуация в «Выстреле». Граф беспечно соглашается на право отложенного выстрела за Сильвио. Более того, он сам же в явном виде формулирует это условие, которое Сильвио перед этим дал только намеком. В перспективе последующих событий такой намек – не что иное, как безусловная провокация. Через шесть лет после заключения аномального соглашения на отложенный выстрел в жизни графа неожиданно появляется мститель Сильвио – из, казалось бы, невозвратно ушедшего прошлого, из другой жизни. Во время 2-й дуэли необъяснимым образом граф стреляет в Сильвио, причем первым, хотя права выстрела у него нет. Граф не может объяснить свои действия, но при этом упоминает антагониста как их источник («Не понимаю, что со мною было и каким образом мог он меня к тому принудить».) В результате провоцирующих действий Сильвио на 1-й дуэли условия ее продолжения (отложенный выстрел) приобретают совершенно аномальный характер. При этом не стреляет участник, имеющий на нее право, который в норме должен стрелять (ослабление права на выстрел). Во 2-й раз опять дуэль становится аномальной, хотя и по другой причине – стреляет тот участник, который вообще не имел права на выстрел (гипертрофирование права на выстрел). После аномальной 2-й дуэли графу остаются муки совести за неправомерный выстрел по сопернику (расплата). Также аномальность проявляет себя и в эпизоде с несостоявшейся дуэлью: после выходки сумасброда Р*** аномальным становится отсутствие вызова со стороны Сильвио. Выявленное структурное единство рассматриваемой группы произведений позволяет, в частности, заполнить лакуну в интерпретации финальной сцены «Каменного гостя» и реконструировать прямо не указанный в тексте эпизод поединка со статуей. Соответствующие выводы согласуются с внутритекстовым анализом этой же сцены, ранее сделанным нами из других соображений. Предложена общая интерпретация обсуждаемого сюжетного комплекса, связанная с двоемирием и гостями как пришельцами с «того» света. Результаты работы существенно расширяют и обобщают предшествующие краткие наблюдения Ю. К. Щеглова, сделанные им в работе «Загадки и находки “Станционного смотрителя”». Обсуждается связь выявленного комплекса со скульптурным пушкинским мифом. Ключевые слова: скульптурный миф, сюжет, функции действующих лиц Список использованной литературы: Жолковский А. K. Инварианты Пушкина // Труды по знаковым системам. Тарту, 1979. Т. 11. С. 3–25. Заславский О. Б. Магический шаблон. О «Станционном смотрителе» А. С. Пушкина // Wiener Slawisticher Almanach. 2001. № 48. S. 5–29. Заславский О. Б. «Моцарт и Сальери»: гений, злодейство и «чаша дружбы» // Изв. РАН. Серия литературы и языка. 2003, Т. 62, № 2. C. 27–35. Заславский О. Б. Сказка о золотом петушке А. С. Пушкина: сюжет о добывании беды // Russian Literature. 2007. Vol. 62/2. P. 241–254. Заславский О. Б. Реконструкция финальной сцены «Каменного гостя»: от жеста к смыслу // Toronto Slavic Quarterly. 2010. No. 33. URL: http://www.utoronto.ca/ tsq/33/index.shtml Гей Н. К. Проза Пушкина. Поэтика повествования. М., 1989. Иванов В. В., Топоров В. Н. Инвариант и трансформации в мифологических и фольклорных текстах // Типологические исследования по фольклору. М., 1975. С. 44–76. Искоз А. Повести Белкина // Пушкин А. С. Собр. соч. / Под ред. С. А. Венгерова. СПб., 1910. Т. 4. С. 184–200. Карасев Л. В. Флейта Гамлета. Очерк онтологической поэтики. М., 2009. Кац Б. А. Вопрос 10. Чем кончается «Метель»? // Кац Б. А. Одиннадцать вопросов к Пушкину: маленькие гипотезы с эпиграфом на месте послесловия. СПб., 2008. C. 116–139. Лотман Ю. М. О сюжетном пространстве русского романа ХIХ столетия // Труды по знаковым системам. Тарту, 1987. Т. 20. С. 102–114. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М., 1988. Манн Ю. В. Творчество Гоголя. Смысл и форма. СПб., 2007. Непомнящий В. С. Поэзия и судьба. М., 1987. Петровский М. А. Морфология пушкинского «Выстрела» // Проблемы поэтики. М., 1925. C. 173–204. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. М., 1969. Рецептер В. Э. О композиции «Русалки» // Русская литература. 1978. № 3. Словарь языка Пушкина. М., 2000. Т. 2. Сендерович С. Я. Фигура сокрытия. Избранные работы. М., 2012. Т. 1. Узин В. О повестях Белкина. Из комментариев читателя. СПб.: Аквилон, 1924. Черняев Н. И. О сродстве «Каменного гостя» с «Гробовщиком» и «Медным всадником» // Критические статьи и заметки о Пушкине. Харьков, 1900. С. 81–91. Чумаков Ю. Н. Ремарка и сюжет (К истолкованию «Моцарта и Сальери») // Болдинские чтения. Горький, 1979. С. 48–69. Чумаков Ю. Н. Два фрагмента о сюжетной полифонии «Моцарта и Сальери». // Болдинские чтения. Горький, 1981. С. 32–43. Шмид В. Проза Пушкина в поэтическом прочтении. «Повести Белкина». СПб., 1996. С. 153–199. Шмид В. Проза как поэзия. Пушкин. Чехов. Авангард. СПб., 1998. Щеглов Ю. К. Загадки и находки «Станционного смотрителя» // Щеглов Ю. К. Избр. тр. М., 2013. С. 341–363. Якобсон Р. Статуя в поэтической мифологии Пушкина // Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987. С. 145–180. |
© 2013-2023 ИФЛ СО РАН |